Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сихон и Ог и коронавирус

Отложить Отложено

Новый завет

Заключил Б-г с евреями. При посредничестве Моше. В стране Моава. «Помимо завета, заключенного с ними на Хореве» (Дварим 28:69). То есть при Даровании  Торы заключили завет, а сейчас - еще один.

Завет - это договор о союзе. Как в любом договоре, в нем обозначены условия: если ты будешь делать так, то я так, а если эдак, то и я… Вот и в этих договорах обозначены подобные условия.

В первом завете-договоре - те, что написаны в главе Бехукотай (Ваикра 26): если будете соблюдать заповеди Торы, то будут вам такие благословения, а если будете нарушать, то такие вот проклятья. А во втором завете-договоре - те, что написаны в этой главе Ки Таво (Дварим 26): тоже благословения за соблюдение заповедей и проклятья за нарушения.

Вот только неясно: зачем два завета? Зачем этот новый, если уже заключили один на Синае, и он вовсе не ветхий, и остается в силе?

Ответ дает рав Гирш. Но сначала еще один вопрос.

Сколько можно о Сихоне и Оге?

В продолжении главы, точнее, уже на финишной ее прямой, Моше в очередной раз напоминает евреям о том, какие они видели чудеса: и Исход, и все, что произошло по время странствий по пустыне. И - «и пришли вы на это место, и выступил Сихон, царь Хешбона, и Ог, царь Башана нам навстречу с войной, и мы разбили их» (там же 29:6).

Честно, если бы я считал, сколько раз упомянуты в Торе эти победы над Сихоном и Огом, то уже сбился бы со счету. Сами эти сражения и победы описаны еще в главе Хукат, посередине предыдущей книги Бемидбар (21). Но с тех пор о них столько раз напоминается… В начале следующей книги Дварим, в первой и одноименной ее главе сначала упоминается (Дварим 1:4), затем вновь пересказывается вся военная кампания (там же 2:24 - 3). Затем в следующей главе Ваэтханан (там же 4:46), в нашей главе, и еще будет упомянуто в главе Ваелех (там же 31:4).

Ну почти как упоминания о самом Исходе из Египта. Чем были так важны эти победы? Ведь это было только начало завоевания Земли Израиля - еще не главной его части, а «той стороны» реки Иордан. Недаром Моше так переживал о том, что ему не дано было войти в основную часть.

Свидетели истории

Чем история отличается от современности?

История - то, что было. Современность - то, что есть.

А то, что было - при нашей жизни? Строго говоря, это тоже уже история. Это в прошлом, а не в настоящем. Это не входит в тот миг между прошлым и будущим, который называется жизнью.

И в то же время, это случилось в нашей жизни. Мы тому свидетели.

И поразительно, как одни и те же события не столь отдаленного прошлого для одних являются произошедшими в их жизни, а для других - историей. И как для каждого человека свои события становятся эпохальными, делящими время на «до» и «после».

Например, мое раннее детство пришлось на поздний СССР, и первым эпохальным событием, перевернувшим все, стала Перестройка и распад Союза. Это было отрочество. А потом, тоже в молодости - 11 сентября. Как сейчас все помню. Прямо-таки недавно произошло. Хотя по факту даже событиям 11 сентября сейчас исполняется 19 лет. Кто родился тогда, уже почти взрослый. (А я-то думал, я такой же молодой, каким был тогда...)

И мои дети спрашивают меня о событиях 11 сентября как об истории! Это было до того, как они родились! Для них это история.

Как для меня, например, война, Холокост. Достаточно свежая история. Хотя сам не видел, тем не менее, когда подрастал, это было «на памяти» - слишком много было вокруг людей, которые видели, включая моих родителей. Но все-таки не одно и то же: я был не прямым очевидцем, а «через них», «помнил их памятью».

Как мои дети помнят об 11 сентября «моей памятью».

А своей?

Для них первое эпохальное событие - это коронавирус. Как сказал на днях один из сыновей: сохраню эту маску и буду рассказывать внукам: вот что было в наше время! Как рассказывали мне старики: в наше-то время Гитлер был!

Обыкновенное чудо

А для евреев эпохи Дарования Торы?

Опять же, смотря какого поколения.

Для вышедших из Египта, конечно, эпохальным событием был сам Исход, со всеми сопровождающими его чудесами, и Дарование Торы на Синае. Откровение Б-га на этой горе, а затем в Скинии, «в среде народа» - это тоже стало причиной восторга, «и возликовали они» (Ваикра 9:24).

А для их сыновей, родившихся в пустыне?

Для них это было уже историей. Сами они этого не видели. Да, свежа была память. Их родители все видели и рассказывали. Сыновья были свидетелями Исхода и Дарования Торы «через родителей», «помнили их памятью». Но все-таки не своей.

Своя жизнь для них началась в пустыне и там протекала. Они другой жизни не знали. Да, много там было чудес, но для них эти чудеса были так же привычны, как для моих детей мобильные телефоны, в свое время они показавшиеся «чудом» мне.

И Б-жественное Присутствие в Скинии для них тоже было обыкновенным чудом - так было «всегда», как же иначе?

«Близнецы» Сихон и Ог

И только когда подошли к Земле Израиля, жизнь в первый раз стала для них кардинально меняться.

Среди прочего, только тогда евреи начали сталкиваться с народами, населявшими регион и не очень-то обрадованными их приходом. С целым рядом этих народов было велено избежать конфликта и обойти их страны, пока не был дан зеленый свет на войну с Сихоном, а затем и с Огом.

И над ними была одержана великая победа. А ведь это были не кто-нибудь - они были великанами-богатырями, под «зонтиком безопасности» которых находилась вся округа. Этакие живые «башни-близнецы». Им даже все платили за то, что стояли на страже и предоставляли защиту (Раши Бемидбар 21:23). Полагались на них, как европейцы на американцев в рамках НАТО (только платят недостаточно, с точки зрения Трампа).

Неслучайно после победы над ними впал в панику Моав во главе со своим царем Балаком: уж если Сихона и Ога так разгромили эти евреи, то сейчас всем нам будет крышка (там же 22:2-3).

То есть тот разгром был столь же ошеломляющим и навел такой же ужас на остальных, как разгром египтян. Особая претензия к Амалеку (Шмот 17, Дварим 25) в том, что он первым атаковал евреев после Исхода - тогда на всех остальных напал страх, и больше никто не решался. Всем было очевидно, что за евреев воюет Б-г, и что другой стороне не поздоровится.

Вот и здесь, после разгрома Сихона и Ога на всех напал страх и напрямую нападать не решались. (Единственное, что попытался в отчаянии Балак, - нанять Бильама: победить их невозможно, но, может быть, как-то получится манипулировать их Б-гом?)

И для поколения евреев, выросших в пустыне, это было первым эпохальным, грандиозным событием, содеянным Б-гом при их жизни. До тех пор были только разговоры-память об Исходе и Даровании Торы с их чудесами, и «обыкновенные чудеса» Б-жественого Присутствия и Проведения в пустыне. И вот, впервые они увидели собственными глазами, какие грандиозные и чудесные вещи совершает Б-г.

Поэтому для них эти события действительно приобрели почти такое же значение, как для их родителей - Исход из Египта и Дарование Торы. Разделили время на «до» и «после». И стали прямым свидетельством величия Б-га и Его покровительства нашему народу.

Отсюда и количество упоминаний в Торе и речах Моше. Помните то, что вы видели своими глазами! Теперь вы «знаете» о всемогуществе Б-га таким же непосредственным образом, как ваши отцы. Помните своей памятью, а не их.

Вновь сжать руку

А это, в свою очередь, основание для того, чтобы заключить новый завет.

Союз-договор заключают не просто так. Да, его содержание - вышеупомянутые условия: если ты делаешь так, то я так и т. д. Но его основание - само желание пойти на союз. На чем оно базируется?

Перед заключением первого завета Б-г сказал (Шмот 19:5): «Вы видели, что я сделал Египту, и как поднял вас на крыльях орлов, и принес сюда. А теперь, если будете слушать Мой голос и т. д.» То есть вы видели все чудеса, которые Я содеял: Египет наказал, вас вызволил. Впечатлены? Благодарны? Хотите дальнейшей связи? Вот условия союза.

И он был заключен. Одна беда - то поколение в конечном итоге не совсем справилось. Слишком много совершило грехов, в результате чего вход в Землю Израиля стал делом уже следующего поколения.

И для него потребовалось заключить новый союз. Заново крепко взять за руку, чтобы повести по этому непростому пути. Доселе, несмотря на все Провидение в пустыне, хватка была не очень крепкой. Чудеса были обыкновенными, жизнь обыденной.

Но теперь обыденность вновь была нарушена. Произошла великая победа над Сихоном и Огом. Теперь очередь нового поколения преисполниться впечатлениями и благодарностью. Осознать, Кто их Б-г. Теперь поняли? Вдохновлены? Готовы идти с Б-гом на великую миссию? Крепко держась за Его руку?

Вот условия.

Такой завет заключил Б-г с этим поколением евреев в стране Моав, помимо завета, который заключил с их отцами на Синае.

И с каждым поколением, получается, возможен такой завет. Стали свидетелями грандиозных событий? Видим, что может делать Б-г? Возьмемся же за Его руку и пойдем с Ним дальше по жизни. А то ведь без Него явно никак…

Теги: Недельная глава, Холокост, Политика, америка, Дарование Торы, Бехукотай, Актуалия, чудеса, Здоровье, Исход из Египта, История еврейского народа, коронавирус, Вторая мировая война, Советский союз, Ки таво, Союз с Б-гом