Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От Моше к Йеошуа — модели отношений с народом и супругом

Отложить Отложено

Йеошуа надо быть более «сильным лидером»?

После того как Моше вел народ по пустыне 40 лет к Земле Обетованной, ему не удалось добиться у Б-га разрешения на то, чтобы ввести народ и в саму эту землю. Вместо этого он должен передать полномочия своему ученику Йеошуа.

Что Моше и делает в этой недельной главе Ваелех. В словах напутствия Моше говорит ему: (Дварим 31:7): «Мужайся, ибо ты вступишь с этим народом на землю…» По словам Талмуда (Санхедрин 8а, приведено в Раши), выражение «вступишь с этим народом» (таво им а-ам) подразумевает: ты будешь с ним на равных. Конкретно, ты поведешь народ вместе со старейшинами, делай все в согласовании с ними.

Однако потом, когда Моше с Йеошуа предстали перед Б-гом в шатре (там же 31:23), Он сказал Йеошуа: «Мужайся, ибо ты приведешь сынов Израиля… (тави эт бней Исраэль)». Не ты с ними придешь, а ты их поведешь. «Если надо, даже против их воли, бей их по башке. У поколения должен быть один лидер, а не два!»

Ух ты! Серьезно? Даже товарищ Сталин сам по башке никого не бил. Когда были вопросы, сажал соратников за стол и давал каждому высказаться, а сам похаживал вокруг со своей трубкой и, выслушав всех, принимал решения. Хотя, конечно, все понимали, что, в случае чего, их могут отправить туда, где действительно бьют по башке, и не только. Впрочем, вполне уважаемый американский президент Теодор Рузвельт дал такую установку: «говори мягко, держа в руках большую дубинку». Да, он так говорил. Правда, не в отношении своих «старейшин», министров и конгрессменов, а в отношении соседних, латиноамериканских стран. С ними так можно, по крайней мере, Америке. Она же лидер, а именно так иногда приходится вести.

А то в собственной внутренней политике у нее действительно бывают проблемы с лидерством, особенно в последнее время. Изберут на пост президента представителя одной партии, а большинство в Конгрессе — другой, и они вечно будут ставить друг другу палки в колеса, каждый считая, что на то ему и дали мандат: удерживать другого от «неправильных» действий. В теории, благо, разделение власти, чтобы никто не мог стать диктатором. Но на практике может кинуть и в другую крайность: парализовать всякую работу.

Этого, вроде бы, и стремился избежать Б-г, отдавая указания Йеошуа: конечно, буквально никого не бить, но у старейшин может быть много мнений, и чтобы избежать «лебедя, рака и щуку», надо все-таки, чтобы в конечном итоге ты решал, даже если кому-то не понравится.

А Моше?

Но вот вопрос: так или иначе, получается, что Моше дал Йеошуа одни указания по поводу лидерства, а Б-г — другие!

Как же так? Неужели Моше дал указания, противоречащие позиции Б-га? О которой он, получается, не был осведомлен?!

Нет, такого быть не может. Уж кому как не Моше, величайшему пророку в истории, не знать мнения Б-га? Да и ведь он доселе сам вел народ целых 40 лет, и, если следовал собственным указаниям, получается, что вел неправильно?! Что же Б-г ему ничего по этому поводу не сказал? Почему так и дал вести все это время? Не лишил мандата и даже выговора не сделал.

Неизбежный ответ — нет, Моше все делал правильно, и Б-г им был доволен. Ну, иногда действительно критиковал, но только потому, что Моше все-таки человек. С Йеошуа потом тоже оплошности случались, как описано в книге о нем.

В чем же тогда дело?

Объясняет Маарша (Санхедрин, там же). Как известно, не только разные народы отличаются друг от друга, но и разные поколения.

И каждому поэтому нужен лидер, который ему подходит.

Какое поколение досталось Моше?

Непростое. Великое. Но строптивое.

Моше хотел власти?

Да нет, не хотел. Как не хотел изначально ее принимать, расписано в главе Шмот (Шмот 3-4). Долго Б-гу пришлось его уговаривать, даже рассердился на него в какой-то момент.

Но многие лидеры, не стремясь изначально к власти, получив ее, уже не хотят уступать. Как, например, впоследствии царь Шауль.

Моше от такого соблазна был милостиво избавлен капризами вверенного себе народа. Например, после того, как он потратил столько сил на «минимизацию ущерба» от греха тельца, народ выкидывает следующую выходку: начинает жаловаться на Ман, чудесный Хлеб с Небес, которым Б-г их специально кормит, — нет, хотим мяса! Дай мяса!!!

Ну что ты с ними будешь делать! И Моше всерьез начинает сомневаться в том, стоит ли ему оставаться на своей должности. Он говорит Б-гу: «Почему Ты содеял зло Своему слуге, и почему не обрел я милости в Твоих глазах, чтобы возложить бремя всего этого народа на меня! Я ли в недрах моих носил весь этот народ и я ли породил его, чтобы Ты говорил мне: неси его, как пестун носит младенца?.. Откуда мне взять мясо, чтобы дать всему этому народу?.. Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело для меня. И если так Ты поступаешь со мной, умертви меня лучше…» (Бемидбар 11:11-15)

Иван Грозный и тов. Сталин вообще-то тоже подобные вещи говорили: мол, освободите меня от обязанностей, слишком трудно. Первый даже уехал из Москвы в Коломну, чтобы продемонстрировать серьезность намерений. Но они своими подчиненными манипулировали: хотели посмотреть, придут ли упрашивать остаться. Чтобы потом, если кто не придет, если согласится с идеей ухода…

Но Моше это говорил перед Б-гом, с Которым такой блеф не пройдет. Если Он согласится, ты действительно уйдешь, и ничего не сможешь сделать. Так что Моше явно со всей искренностью…

И Б-г ответил: хорошо, мы тут изменим конституцию, и с тобой разделят бремя 70 старейшин. Иди выбирай их.

Двое из тех избранников, Эльдад и Мейдад, позволили себе недопустимую вещь: стали не только пророчествовать больше других, да еще и о том, что Моше в конечном счете умрет, не войдя в Землю Израиля, и народ туда введет Йеошуа. Последний, верный ученик Моше, был возмущен и предложил принять меры. Но Моше сказал: что это ты так ревнуешь за меня? По мне — так пусть весь народ станет пророками (там же 11:26-29, Раши)!

Короче, Моше реально не цеплялся за власть синеющими пальцами и с радостью делился полномочиями. Потому что ему действительно было трудно нести бремя лидерства. Народ ему расслабиться не давал, испытывал Б-га грехами, вынуждая Моше по сто раз вымаливать прощение, изнурял жалобами и претензиями. Что бы ни Моше ни делал, подозревал в недобром. Вышел из дома рано — ага, значит, там у него в семье нелады! Засиделся — эй, что он там сидит, замышляет! (Раши Дварим 1:12)

Так что действительно, как раб на галерах. Уж пусть лучше другие гребут вместе с ним.

В этом духе Моше и дал наставления Йеошуа. Один не сможешь, слишком трудно, пусть тебе помогают старейшины.

Измельчание, но облегчение

Но Б-г решил, что на этом этапе следует внести очередную поправку. Так оно, к каждому поколению свой подход, в соответствии с его характером.

С одной стороны, мы говорим о «падении [уровня] поколений». Но с другой, как уже поясняли, это падение означает не столько «ухудшение», сколько измельчание. Прошлые поколения были масштабнее. И Тору могли учить больше, и делать больше, и чувствовать больше, в целом больше было в них силы и чувств, все было мощнее. Поэтому они были способны на великие деяния, но и на великие злодеяния, ибо выбор всегда должен быть равным. Могли чувствовать великую любовь, но и великую ненависть. И так далее.

Вот и поколение вышедших из Египта было таким: и Тору могло получить, но и испытать великий соблазн взбрыкнуть. С характером были люди… И Моше с ними было нелегко.

Теперь же в Землю Израиля входило поколение их детей. Не то что совсем были без характера — евреи же. Но все-таки не в такой мере строптивые, как поколение отцов. Немного проще с ними было. Поэтому уже не было надобности в такой степени разделения властей, они уже более готовы были подчиняться одному лидеру. Да и ситуация была другая: им предстояло завоевание Земли Израиля. До сих пор в пустыне у них было мало войн, да и их защищали Облака славы. А теперь надо воевать, и без всяких Облаков. С Б-жьей помощью, конечно, но уже менее явной. В военное время нужна повышенная дисциплина. По этой причине тоже нужно более сильное лидерство.

Когда интеллигент должен быть волевым

И еще. Возможно, Йеошуа в силу своего характера должен был получить особое указание быть волевым.

Ибо вот еще вопрос. Когда Йеошуа отправлялся вместе с другими разведчиками осматривать Землю Израиля, Моше специально помолился за него: да упасет тебя Б-г от участия в заговоре разведчиков! (Раши Бемидбар 13:16) Очень мило, но почему Моше помолился именно за Йеошуа? Почему не за остальных разведчиков? Они пусть устраивают свой заговор, с ужасными последствиями для себя и для всего народа, и только Йеошуа спасется от греха? Потому что он любимый ученик Моше?

Я слышал такой ответ. Нет, просто так Моше ни за кого не молился, ибо это был их выбор, их испытание. Но за Йеошуа он помолился специально потому, что знал: он по характеру был чрезвычайно скромным и интеллектуальным. Такой человек обладает особой способностью выслушивать все мнения и всех понимать.

Возможно, потому что Йеошуа происходил из колена Эфраима, сына Йосефа, который, как уже обсуждали, обладал особой интеллектуальностью и интеллигентностью.

Однако, как у каждого достоинства, есть и у этого обратная сторона. Такой человек часто бывает нерешительным в ситуации, когда требуется воля и действие. Он слишком четко видит все стороны дела — и недостатки каждого варианта действий. Слишком хорошо понимает всех людей и не хочет никого обидеть.

Такой человек находился в особой опасности, попав в компанию разведчиков. Они легко могли убедить его присоединиться к своему заговору. Он был готов их выслушать и понять, и не захотеть обидеть отказом. Поэтому Моше за него помолился: не чтобы дать ему преимущество перед другими, а, наоборот, чтобы у него было не меньше сил противостоять пагубному влиянию других. Остальные разведчики и так имели каждый свое мнение, и это был их выбор. Но Йеошуа нуждался в особой силе, чтобы придерживаться своего мнения и иметь не менее свободный выбор.

Поэтому и теперь, когда Йеошуа становился лидером, Б-г ему подчеркнул: к старейшинам, конечно, прислушивайся, как сказал Моше, но в то же время не давай собой манипулировать и убеждать себя в ситуациях, когда у тебя может быть иное мнение. Все-таки ты лидер, и решение за тобой.

Новые отношения ради сохранения связи

Таким образом, Моше определил главную установку лидерства в свое поколение, а Б-г добавил поправку применительно к характеру следующего поколения и характера его лидера Йеошуа. Чтобы соответствовали друг другу.

И так оно всегда. Невозможно сказать о какой-то одной модели отношений между лидером и народом, что она единственно правильная для всех ситуаций. Разные бывают лидеры и разные поколения — ну и народы, конечно, тоже — и для каждого правильна своя модель.

Как, впрочем, и между любыми людьми. Отношения — это стыковка между двумя характерами. А поскольку характеры у всех разные, по-разному надо и стыковаться.

Более того: не только народы меняются из поколения в поколение, но и каждый человек в своей жизни меняется, переходя от одного этапа к другому. Тот, да не тот. В молодости он один, в зрелости другой, но есть и много промежуточных этапов. У каждого по-своему, в зависимости от его общего характера и природы развития, а также жизненных обстоятельств, произошедших событий, обретенного опыта и т. д.

Поэтому тем, кто поддерживает отношения с этим человеком, если хочет их продолжать, приходится принимать в учет то, как он изменился, и стыковаться с ним уже по-другому. Ибо прежняя стыковка и система отношений была между людьми, по крайней мере одного из которых больше нет, а то и обоих.

В этом одно из испытаний брака. Люди встречаются и женятся, в идеальном случае каждый нашел мужчину/женщину своей мечты. И теперь будут жить долго и счастливо?

Да, могут. Только пусть знают: этот человек останется именно таким, каким вы его нашли, не навсегда. Ибо все меняются. Поэтому не удивляйтесь, почему на каком-то этапе то, что ему нравилось раньше, вдруг перестанет нравиться; претензии, которых никогда не было, вдруг появятся; человек вдруг захочет чего-то нового, на что раньше ради него никогда не приходилось идти. И так далее, вариантов столько же, сколько людей.

Короче, вполне может наступить момент, когда придет осознание: это уже не тот человек, на котором женился/за которого вышла. И что тогда?

К сожалению, в мире многие по таким причинам разводятся. Да и там часто весь брак строится на «влюбленности», а это страсть, которая проходит.

Но если брак нам дорог, и если понимаем, что даже в своей новой ипостаси супруг нам ценен, и хотим оставаться с ним, то придется по-новому выстраивать с ним отношения. Чтобы состыковаться с тем, кем он стал теперь. И не слишком ворчать — сами ведь тоже меняемся, только самим себе это не мешает и потому менее заметно. А супругу приходится сталкиваться…

Да, теперь надо искать что-то новое, удовлетворять новые потребности и улаживать новые проблемы. Менять жизнь, а значит, и себя. Делать поправки. Чтобы неизменным оставалась близость, чтобы такими же сильными оставались узы.

Это непросто. Но стоит того. И отдельным людям, и лидерам всего народа. Как научила нас Тора на примере Моше и Йеошуа, и их модели отношений со своими поколениями.

Теги: Недельная глава, США, Политика, америка, Моше, Актуалия, Йосеф, Йеошуа бин Нун, Ваелех, Власть, Семейное счастье, Секреты семейного счастья, Мир в доме