НЕ ПУТАЙ СВОЮ ШЕРСТЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ. ИШТАДЛУТ И БИТАХОН. НА ЗЛОБУ ДНЯ20 октября 2015 года, 22:48 Прошу прощения у читателей. Следующуя статья про мицват тохаха уже написана, но пока пришлось отойти от темы и написать о том, что происходит. Ну, ничего, как мы увидим, ломдус в мусаре тоже есть. Плагиат из классики советского кино: Город Н-ск. Бывший гражданин Советского Востока, а ныне князь грузинской экономики Яков Исакович Хасидашвили разговаривает в своем кабинете, или как принято сейчас говорить, в офисе, с Нериком Гавриловым, своим персональным шофером (Хасидашвили недавно расширил бизнес), одновременно смотря новости по телевизору...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ III ИЛИ ЧЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ЧТОБЫ ПОПРАВИТЬ ДРУГА1 сентября 2015 года, 05:42 Уважаемые читатели, эта статья вышла очень длинной, и мне придется ее разбить на две части, которые выставим с перерывом. Просьба прочитать внимательно и обдумать. В прошлый раз мы задали вопрос: почему Хафец Хаим решил, что польза, полученная от выслушивания лашон а-ра, освобождает (дает птор) от обязанности поправить другого еврея, того, кто произнес этот лашон а-ра (мицват тохэха). Ответ на этот вопрос, как мне кажется, можно найти в следующем постановлении (псак) Рама (Йорэ Дэа, конец § 334). Как пишет Рама, нет обязанности порицать другого еврея, если порицание сопряжено с возможностью финансового или другого ущерба (эзек)...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ II16 августа 2015 года, 09:04 Большая часть этой статьи скопирована отсюда («Когда, кого и как упрекать, или Откуда берется Алаха»). Но это плагиат с самого себя — имею право. Кого интересуют все детали мицват тохэха (заповеди об упреке, увещевании) — там и смотрите. Здесь приводим только то, что нам необходимо для темы. Бейца 30 a:Существует мицва добавлять (время) к Йом-Кипуру...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ — ВСТУПЛЕНИЕ21 июля 2015 года, 05:34 Мы уже говорили о том, что лашон а-ра можно слушать ради пользы для себя или для других (Пять историй о том, когда можно слушать лашон а-ра ). Это разрешается, даже если очевидно, что тот, кто передает нам информацию, не имеет в виду никакой пользы и нарушает запрет лашон а-ра. При этом запрет лифнэй ивер (вводить в грех другого человека) остается, и, чтобы его избежать, необходимо еще одно условие (Еще раз о Рабиновиче). А что нужно делать, если никакой пользы нет? Тогда необходимо остановить лашон а-ра. К этому нас обязывает мицват тохэха (обязанность упрекнуть другого еврея, если тот ведет себя неправильно)...
Читать дальше
|
ЕЩЕ РАЗ О РАБИНОВИЧЕ--ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛИФНЕЙ ИВЕР VII23 июня 2015 года, 09:31 Прошу прощения у читателей за длительное отсутствие. Тут много всего навалилось, времени было мало, а полное отсутствие комментов к последним двум статьям пыла не прибавило. Размышляя о жизни этого блога и просматривая материалы прошлых лет, я подумал, что, возможно, читателям совсем не нужен всякий ломдус. А что им интересно — так это алаха лэ-маасе (закон для практического соблюдения), особенно в виде историй про Рабиновича, а заодно еще, время от времени, размышления о внутренних переживаниях, побуждающих к лашон а-ра и т.д...
Читать дальше
|
О ЗАКОНАХ ЛАШОН АРА, ТОРГОВЛЕ ЖИВОТНЫМИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ И ПОЛЯКАХ-ВОДОПРОВОДЧИКАХ — ЛИФНЭЙ ИВЕР VI5 мая 2015 года, 16:26 В прошлой статье мы разбирали всякий ломдус о том, что делать в случае сафек лифнэй ивер. А теперь перейдем к практике. История, которую я слышал от одного моего американского друга: О ПОЛЯКАХ--ВОДОПРОВОДЧИКАХ В США принято платить налоги. Очень часто платятся они не то что добровольно, но по личной инициативе. Например, если у человека свой мелкий бизнес, то государство не удерживает деньги из его доходов...
Читать дальше
|
О ЗАКОНАХ ЛАШОН АРА, ТОРГОВЛЕ ЖИВОТНЫМИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ И ПОЛЯКАХ-ВОДОПРОВОДЧИКАХ — ЛИФНEЙ ИВЕР V5 мая 2015 года, 15:54 ВСТУПЛЕНИЕ Пару лет назад я разговаривал с одним моим знакомым, который жаловался на изучение Талмуда. Как многим нашим соотечественникам, ему, к сожалению, не повезло учиться в ешиве, и поэтому с Талмудом он был знаком довольно поверхностно (в основном, через перевод Шоттенштейна). Он знал, что Талмуд учить надо, но не понимал, в чем там соль. Жаловался он на то, что все очень сухо и неактуально для нашей действительности. Один мудрец говорит одно, другой другое, иногда какие-то истории происходят...
Читать дальше
|
О ЗАКОНАХ ЛАШОН АРА И ТОРГОВЛЕ ЖИВОТНЫМИ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ--ЛИФНЕЙ ИВЕР IV15 апреля 2015 года, 05:37 Говорят, что Хафец Хаим рассказывал (Тнуат Мусар, т. 4, стр. 60), как один раз в молодости он попросил советa у рава Исраэля Салантера (основателя движения Мусар) — что лучше, учить одну тему много раз, углубляясь в нее, или охватить больше информации? Рав Исраэль ответил ему, что человек должен знать, насколько широка Тора Б-га, которая охватывает все. Правда, Хафец Хаим также утверждал, что в вопросах актуальных для практики (алаха лэ-маасэ), тем не менее, необходимо достигать четкого знания и понимания исследуемой темы. И говорят мудрецы: «Слова Торы бедны в одном месте и богаты в другом» (диврэй тора аниим бэ-маком зэ вэ-аширим бэ-маком ахэр)...
Читать дальше
|
СТАВИТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ БЕЗДЕЙСТВИЕМ--ЛИФНЕИ ИВЕР III15 марта 2015 года, 12:30 Читатель Саня задает хороший вопрос: Обязан ли человек жертвовать своими интересами ради того, чтобы не нарушить запрет лифнэй ивер? Ответ вроде бы простой — конечно, должен. Например, если Тора запрещает есть свинину, то понятно, что нельзя нарушить этот запрет даже ради большой выгоды. А чем запрет лифнэй ивер хуже? Поэтому должен жертвовать. Тут можно возразить. Запрет мне есть свинину не предполагает отношений с каким-то «третьим лицом», это запрет бейн адам лэ-Маком, отношения между мной и Б-гом...
Читать дальше
|
ВТОРАЯ БАНКА КАЛЬМАРОВ ДЛЯ АБРАМОВИЧА--ЛИФНЕЙ ИВЕР II26 февраля 2015 года, 09:17 Начнем с ответа на вопрос, заданный в предыдущей статье. Почему мудрецы понимают слова лифнэй ивер лё титэн михшоль («перед слепым не ставь препятствия» — Ваикра 19, 14)) иносказательно? Минхат Хинух, объясняя эту мицву, цитирует слова автора комментария Кнесет а-Гдола (приводятся в Мишнэ лэ-Мелех, Илхот мальвэ вэ-ловэ, гл. 2, алаха 6), который указывает на то, что стих заканчивается словами вэ-йарэйта мэ-Эл-кеха — и бойся Б-га. Обычно (см. Раши там же) эти слова появляются там, где речь идет о поступках, известных только Б-гу...
Читать дальше
|