ЗАПРЕТ СЛУШАТЬ ЛАШОН АРА II26 сентября 2016 года, 14:40 Хочу всех сразу предупредить. В этой статье будут только абстрактные талмудические рассуждения. Истории про Рабиновича и прочих обитателей город Н-ска будут потом, там мы и приведем практические выводы из нижеследующей талмудистики. Просьба прочитать внимательно перед тем как задавать вопросы. Если после внимательного прочтения возникнут вопросы, просьба еще раз прочитать очень внимательно и вдуматься...
Читать дальше
|
ЗАПРЕТ СЛУШАТЬ ЛАШОН АРА I--ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПИЛ РАБИНОВИЧ НЕ ЖЕЛАЯ КАЗАТЬСЯ ПСИХОМ?6 июля 2016 года, 07:26 В прошлой статье утверждалось, что в случае, приведенном ниже, поведение нашего героя Рабиновича почти идеально: Водитель с пассажиром закончили обсуждение своей знакомой и перешли на другие личности (водитель с пассажиром были бывшими жителями арабского Востока, поэтому имена обсуждаемых будут несоветскими). Обсуждалось поведение соседа Ами, который только что развелся с женой, троюродного брата Одеда, у которого возникли большие неприятности с налоговой инспекцией, а также знаменитого в их городе каблана (подрядчика) Амоса, который ловко переквалифицировался из капиталиста-эксплуататора в профсоюзного борца за права трудящихся, скажем так, непрозрачными методами. Все это, несомненно, абсолютно бесполезная, стопроцентно отрицательная информация — лашон а-ра в чистом виде. Что делать бедному Рабиновичу? Остановить водителя и выйти из машины? Один взгляд, брошенный на ночные холмы Самарии, убедил его в невозможности такого шага. Попытаться перевести разговор на другую тему? Рабинович завел былo разговор о Манчестер Юнайтед, но попутчики оказались равнодушны к футболу...
Читать дальше
|
ВСТУПЛЕНИЕ. ЗАПРЕТ СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА — РАБИНОВИЧ В БЕЗВЫХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ29 мая 2016 года, 19:20 Вернемся к обсуждению аспектов запрета слушать лашон а-ра (шмиат лашон а-ра). В далеком уже прошлом мы обсуждали, в каких случаях лашон а-ра слушать можно. Вот один из этих случаев: Рабинович поехал к двоюродному брату на бар-мицву в Бейт-Эль. Отбармицвовавшись, Рабинович должен ехать обратно в Н-ск. Ему лень дожидаться автобуса...
Читать дальше
|
ЗАПРЕТ ПОМОГАТЬ ИЛИ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ГРЕХЕ--МЕСАЙЭЯ ОВРЕЙ4 мая 2016 года, 12:35 Согласно Хафец Хаиму, выслушивать лашон а-ра от человека, который точно нарушает запрет, можно, если информация полезная и нет проблемы лифнэй ивер. Ну, хорошо, с этим мы разобрались. А как же обязанность поправить и протестовать? И, кроме того, мы уже писали (Вторая банка кальмаров для Абрамовича, см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_2356...
Читать дальше
|
ЛИЦЕМЕРИЕ И ХРИСТИАНСТВО — ДЛЯ НЕЕВРЕЕВ3 апреля 2016 года, 16:58 В прошлый раз, одна из читательниц блога задала следующий вопрос:Является ли моё поведение лицемерием и/или какой вред я причиняю своей душе вот в такой ситуации ? Родилась и воспитывалась в христианской семье. Со временем пришло понимание инное ко мне. Потому долгое время не ходила в церковь..оправдываясь перед родителями семейными и прочими жизненными обстоятельствами …они очень переживают...
Читать дальше
|
МОЛЧАНИЕ ПЕРЕД ЗЛОМ--ЛИЦЕМЕРИЕ?16 марта 2016 года, 14:44 Прошу прощения у читателей за длительное отсутствие. Оно было незапланированным, но тo нужно было ребенка подтянуть по Гемаре и подготовить к вступительному экзамену в ешива-ктану. А потом из-за подготовки он отстал в классе, и нужно было его опять подтягивать. А потом еще оказалось, что он сильно отстал по математике, так что и здесь пришлось потратить дополнительное время. Из-за всего этого пришлось выбирать, и, как мы с вами уже учили, в таких случаях работает принцип хаеха кодмин, что в данном случае означает: сначала нужно подтянуть собственных детей до нужного уровня, а потом уже заниматься остальными делами...
Читать дальше
|
ГРАНИЦА МЕЖДУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СЕБЯ И ЭГОИЗМОМ--II24 декабря 2015 года, 05:14 Подведем итог. Б-г хочет, чтобы человек жил самостоятельно и не зависел от других. Шулхан Арух (Йорэ Дэа 255:1) постановляет: нужно стараться как можно меньше зависеть от окружающих (лэ-олам йархик адам ацмо мэ-а-цдака вэ-йегальгель ацмо бэ-цаар ше-лё ицтарэх лэ-брийот). Поэтому есть обязанность беречь свое имущество и зарабатывать на жизнь, чтобы не впасть в бедность. Эта обязанность, теоретически, освобождает человека от помощи другим, поскольку всегда можно найти оправдание: если не потрачу время и силы на других, смогу заниматься своими делами...
Читать дальше
|
ГРАНИЦА МЕЖДУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СЕБЯ И ЭГОИЗМОМ--I23 декабря 2015 года, 21:59 Статья получилось очень длинной. Пришлось ее разбить на две части. В первой, в основном--ломдус. Во второй--истории про Рабиновича и дядю Мишу Кукушкинда. Так что как хотите так и читайте, в любом порядке...
Читать дальше
|
ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ ИЛИ ПОЧЕМУ МОЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОСТЕПЕННA1 декабря 2015 года, 21:32 В этот раз статья будет немного философская и говорить будем о больших вопросах, так что пишу без претензии на исчерпывающий ответ.В прошлый раз мы объяснили, что нет обязанности тохэха (обличения, упрека), когда нам или другим угрожает потеря (эфсед), если мы не прислушаемся к злословию, принципом хаеха кодмин — тем, что человек не обязан делать добро другим в ущерб себе. Это правило нам принять психологически трудно. Нас с детства воспитывали, что жертвовать собой ради других — это благородно, а действовать на выгоду себе — пошло. У этого ощущения есть, как мне кажется, два источника...
Читать дальше
|
СЛУШАТЬ ЛАШОН А-РА ИЛИ УПРЕКАТЬ И ПРОТЕСТОВАТЬ IV ИЛИ ЧЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЖЕРТВОВАТЬ ЧТОБЫ ПОПРАВИТЬ ДРУГА28 октября 2015 года, 12:30 В прошлый раз мы объясняли возможный источник закона, установленного Рама в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 334), который гласит, что нет обязанности тратить нетривиальную сумму денег (или терпеть ущерб) ради выполнения мицват тохэха (обязанности упрекнуть или поправить другого еврея). Хафец Хаим принимает этот закон в Мишне Бруре и объясняет, почему нет обязанности упрекнуть и остановить человека, произносящего лашон а-ра, если информация, которую тот сообщает, может оказаться полезной. Объяснение, приведенное в прошлой статье, не работает — согласно мнению некоторых ришоним (СМаК) и ахароним (Маген Авраам, Баал а-Тания). Где бы они нашли источник этого закона? Интересно, что сам Рама приводит (в своем комментарии к Шулхан Аруху) в качестве источника ответ рава Яакова Вайля (15-ый век), одного из выдающихся раввинов Германии своего времени. Этот же источник приводит и Виленский Гаон (Беур а-Гра, Йорэ Дэа 157)...
Читать дальше
|