Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Арье (Лев) Кацин

Диалоги о насущном

Все записи автора списком

Как обрести свободу?

19 января 2011, 00:03

Отложить Отложено

В чем разница между человеком и животным? Человек обладает свободой выбора, способностью преодолеть инстинкт, сиюминутный импульс желания. Он может выбрать жизнь, полную духовности, или опуститься до уровня животного. 

Попадая в своеобразное рабство, в зависимость от алкоголя и наркотиков, люди теряют свободу выбора, опускаются до уровня животных.
Однако животным не свойственны заболевания зависимости, пишет раввин и психиатр Авраам Тверский в своей книге «Addictive Thinking» (c. 113). Животные едят и пьют ровно столько, сколько необходимо их телу, не разрушая себя чрезмерным употреблением пищи или питья. 
В отличие от животного человек находится в постоянном поиске смысла своего существования, у него есть не только физические, но и духовные потребности, которые ему не так легко удовлетворить. Нет ничего удивительного в том, что неудовлетворенные духовные потребности вызывают в человеке ощущение беспокойства, и он, не находя себе места, ищет удовлетворения в чем-то другом. Это объясняет феномен «смены зависимости», когда человек переходит от алкоголизма к наркомании, азартным играм, чрезмерному увлечению работой. Однако все это дает лишь временное облегчение, ибо ничто не может заменить человеку его духовности. Именно потому поиск и развитие духовности становится основой многих реабилитационных программ...
«Свободен лишь тот, кто занимается Торой!» — учили мудрецы Талмуда. Физический Исход из Египта достиг своей кульминации — духовного раскрепощения — лишь тогда, когда бывшие рабы приняли Тору у горы Синай. Как бы ни было важно еврею выйти из Египта, еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея, говорил рабби Менахем Мендель из Коцка (1788–1859). 
Укрепление духовности помогает человеку победить внутреннее рабство, различные формы зависимости. Ведь духовность выражается в исключительно человеческом качестве свободы выбора. 
«Нет превосходства человека над животным», — писал царь Соломон (Экклезиаст, 3:19). Смысл сказанного не столько в том, что в человеке, как и в животном, есть инстинкты, а в том, что превосходство человека над животным заключается в слове «нет». Человек, в отличие от животного, может сказать «нет» своим инстинктам...

 


...В день Нового года для деревьев Ту би-Шват есть обычай кушать фрукты (желательно плоды, которыми прославилась Земля Израиля — виноград, инжир, гранаты, маслины и финики), и, произнося благословения, размышлять о смысле наступившего праздника. Ту би-Шват отмечает начало весны в Стране Израиля, отделяя плоды деревьев прошедшего года от будущего. С окончанием зимы заканчивается сезон дождей, и находящиеся на деревьях плоды впитали в себя влагу этого года. Как определить, урожаю какого года принадлежит овощ или фрукт? И если с овощем просто — все зависит от того, когда его выкопали, то с плодом дерева, фруктом, главное — на водах какого года вырос этот фрукт. Например, виноградная лоза растет, впитывая в себя влагу зимних дождей, и даже если гроздь сорвут после Рош ха-Шаны, она все равно принадлежит урожаю предыдущего года, на водах которого росла. 
Одним из важных уроков Ту би-Шват является осмысление того, что впитываемая сегодня вода определяет, какой вырастет в будущем плод. Не случайно праведники молятся в этот день, чтобы в праздник Суккот будущего года они удостоились хорошего этрога — символа чистого сердца. То, как человек изучает Тору, определяет его будущие поступки, его плоды — добрые дела. Для этого человеку необходимо иметь терпение и, не размениваясь на сиюминутное, видеть будущее... 
Первый человек Адам был сотворен в шестой день — пятницу. Его жена Ева выжала из винограда сок (по одному из мнений Талмуда, запретным плодом был виноград). Они должны были подождать наступления седьмого дня, субботы, и освятить его кидушем, благословением на виноградный сок или вино. Однако они не смогли преодолеть соблазн, у них не нашлось терпения... Не думая о будущем, Ной посеял виноград после потопа и потому, сделав вино, опьянел... Так «праведник» упал, став, как сказано в Торе, «человеком земли», ибо «земное» победило в нем «духовное». Каждый раз, когда мы поднимаем бокалы, отмечая кидушем наступление субботы или праздника, мы исправляем ошибки Адама и Ноя, освещая и возвышая наше «земное» до «духовного»... 

Теги: Тора, алкоголизм, духовность, Ту би-Шват, поиск смысла жиззни, Новый год для деревьев