Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Цельность действий свидетельствует о цельности характера»Вавилонский Талмуд

Друг познается не только в беде

28 июля 2012, 21:55

Отложить Отложено

 

 

 

Рав Эльяшив (1910–2012)

 

– В Иерусалиме живет великий мудрец Торы, которого каждый может пригласить на свое торжество, — рассказывал мне Элиягу Тавгер, сын ученого-физика Бенциона Тавгера, профессора сначала Горьковского, а потом Иерусалимского университетов. Вскоре после моего приезда в Израиль в 1981 году Элиягу пригласил меня учиться вместе с ним в иешиве «Атерет Исраель». — Рав Эльяшив изучает Тору по 18 часов в день, но находит время, чтобы пойти на свадьбу или бар-мицву незнакомых ему людей.
Вскоре я удостоился увидеть рава Эльяшива, высокого седого человека благородной внешности, излучающего удивительное спокойствие. Побывав в его доме в иерусалимском квартале Меа Шеарим, я, как и многие другие, был потрясен скромностью комнаты, в которой он жил и которая ни в коей мере не умаляла царственности ее хозяина. В присутствии рава Эльяшива люди испытывали чувство трепета, начиная понимать, почему Талмуд сравнивает святость мудреца со святостью Храма, утверждая, что «смерть праведника приравнивается к разрушению Храма» (Рош а-Шана, 18). Символично, что сообщение о смерти рава Эльяшива пришло как раз в то траурное время, когда наш народ оплакивает разрушение Иерусалимского Храма…
Почему же несмотря на свою занятость рав Эльяшив находил время, чтобы приходить на праздники людей, которые не были его родственниками? Потому что радовался их радости как своей собственной, ощущая, что все евреи — это одна большая семья.
«Горе и радость объединяют, — писал рав Деслер в книге «Михтав ми-Элиягу». — Однако люди скорее склонны ощутить боль другого
своей собственной, нежели его радость. Более того, если горю человек искренне сострадает, то радости может позавидовать. Иногда люди приходят на свадьбу и поздравляют лишь на словах, завидуя в сердце: «Почему он женится, а не я?»
Для того чтобы ощутить своей не только боль другого, но и его радость, человек должен наполнить свое сердце любовью к людям, исполняя заповедь «Возлюби ближнего как самого себя».
«Почему был разрушен Иерусалимский Храм?» — спрашивают мудрецы Талмуда, но находят ответ не во внешних причинах — римлянах, а во внутренних, в своих душах: «Из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу». Храм — это место, куда с Небес спускалось Б-жественное присутствие в награду за то, что на земле еврейский народ объединился и люди живут в мире и согласии. Неслучайно, утверждал Магараль из Праги, причиной разрушения Второго Иерусалимского Храма явилась беспричинная ненависть евреев друг к другу. Потому и строительство Храма — это духовный процесс объединения народа.
Храм был разрушен беспричинной ненавистью, утверждают мудрецы Талмуда, рассказывая историю о том, как в Иерусалиме между евреями разгорелся конфликт. Как часто бывает, ссора началась с недоразумения. Один человек приглашал друзей на свое торжество, однако по ошибке вместо его друга Камцы на торжество был приглашен недруг — бар Камца. Увидев его сидящим за столом, хозяин публично потребовал, чтобы тот ушел. Бар Камца просил не выгонять его, предлагал заплатить за свою еду и даже за еду присутствующих, но хозяин был непреклонен. Тогда обиженный решил отомстить не только хозяину торжества, но и всем, кто смолчал, когда его унижали. Он пожаловался римлянам, будто евреи готовят восстание. С тех пор история разрушения Храма называется «историей Камцы и бар Камцы». Но при чем тут Камца, ведь он не пришел на торжество? Если бы он действительно любил своего друга, то даже без приглашения пришел бы его поздравить! Возможно, что конфликт был бы тогда разрешен, ведь, судя по всему, бар Камца был сыном Камцы, пишет рав Моше Шайнеман в книге «Оел Моше».
Не имей сто рублей, а имей сто друзей, говорят в народе. Впрочем, тот, кто имеет много друзей, имеет и много обязанностей по отношению к ним, ибо настоящая дружба обязывает делить как горести, так и радости. Потому друг познается не только в беде, но и в радости.
Впрочем, чем больше человек сострадает горю друга, тем больше будет радоваться и его радости. Неслучайно мудрецы говорят, что тот, кто оплакивает разрушение Храма, удостоится радоваться его строительству!

Теги: Иерусалим, Тора, разрушение Храма, Траур, 9-ое Ава, Тиша бе-Ав