Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сначала Храм разрушился духовно?

Темы: Храм, Разрушение Храма, История, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Дорогой Раввин, у меня есть несколько вопросов:

1. В этом году мы праздновали 5771. Авраам родился в 1948 и в 52 года заключил с Творцом завет, т.е. в 2000 году от сотворения. Через 2000 лет, в 4000 году ровно год в год, как утверждает Раввин Исаак Голдштейн, Храм был разрушен римлянами и Израиль был рассеян. После разрушения храма уже прошло 1940 лет, т.е. сейчас должен быть 5940 год. Вы писали, что Храм был разрушен в 3828 году, т.е. сейчас должен быть 5768 год. Однако многие Раввины считают, что Машиах придет в начале седьмого тысячелетия:2000 лет от сотворения до Авраама, 2000 лет до разрушения Храма и 2000 до прихода Машиаха. И в седьмом тысячелетии будет Царство Машиаха. Помогите, пожалуйста, разобраться, почему такие несовпадения со временем разрушения Храма? И когда ожидать Машиаха, через лет 60 (по Голдштейну) или через 229 лет? Хотя всё уже говорит о скором пришествии Машиаха.

2. Принято считать, что храм был разрушен римлянами. Однако есть записи, что за сорок лет до разрушения Второго храма светильник, прежде неугасимый, стал потухать и врата Святилища начали открываться сами собою. И лента красного полотна, часть которой вывешивалась в храме (вторая часть была на козле отпущения) больше не становилась белой, как это было до этого, в знак того что козел отпущения погибал в пустыне. Можно ли считать это духовным разрушением Храма, до его физического разрушения?

Пожалуйста, пролейте свет на эти события. Большое Спасибо. Шалом. Паша

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Паша!

1. В нашей традиции принято считать, что Второй Храм был разрушен в 68 г. «новой эры». Однако большинство историков, в том числе и еврейских, склоняются к датировке этой трагедии 70 годом. Так или иначе, это не должно влиять на наше представление о текущей дате, ведь наше летосчисление мы ведем от Сотворения Мира, а не от того или иного исторического события. Поэтому, когда бы ни был на самом деле разрушен Храм, сейчас на дворе — Шват 5771 года. К сожалению, я не знаком с упомянутым Вами раввином и не имею понятия, на каких источниках он основывает свои высказывания. Возможно, имеется в виду известное высказывание мудрецов (Авода Зара 9а) о том, что первые 2000 лет мир был погружен в хаос (до тех пор, пока Аврааму не исполнилось 52 года и он не начал служить Всевышнему). Вторые 2000 лет — это период Торы, которую начал изучать и распространять Авраам. Этот период закончился в конце эпохи Танаим, мудрецов Мишны, которые увидели, что сохранять Учение в народе далее не удастся, если не записать Устную Тору. И последний период — ожидание Машиаха, крайним сроком прихода которого принято считать 6000 год.

2. Вы правы, мудрецы подметили тревожные признаки задолго до разрушения Храма, но если бы евреи раскаялись и изменили свое поведение, вероятно, разрушения можно было бы избежать. Действительно, первопричину всех явлений следует искать в духовной плоскости. Однако вряд ли мы можем считать Храм разрушенным до его физического падения, ведь дело не в здании Храма, а в отношениях Творца и Его народа, которые портились с каждым годом. Беспричинная ненависть разрушила отношения между евреями и отдалила от них Создателя. Разрушение Храма явилось лишь физическим проявлением того печального факта, что Б-жественное Присутствие оставило еврейский народ (точнее, это уже не было на уровне, возможном в период существования Храма — ведь Всевышний обещал никогда не оставлять народ окончательно).

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: История поста девятого ава

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».