Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2
Гади Поллак

Наброски из-за угла

Еврейская перспектива

Книжки Собрание сочинений Все записи автора списком

Послевкусие. Штикл с чужим ответом

21 апреля 2017, 15:58

Отложить Отложено

 

Пейсах просвистел мимо, как "Томагавк" - и оставил после себя коробки с посудой, счет Омера и легкое послевкусие Афикомана. Ну и хидушей Тора, естественно.

Вот вам один из них.

 

Во время праздничного Седера у меня всплыл вопрос, которым я тут же, не отходя от кассы, выстрелил в своих старших:

 

В Пейсах - "время нашей свободы" - мы всячески подчеркиваем, что рабство осталось позади, и теперь "мынерабы - рабынемы". Сидим, облокотившись на левый бок, как принято у свободных людей, упоминаем свободу в молитве, Пасхальной Агаде и кидуше, а во времена Храма - еще и ели Пасхальную жертву (жареное мясо, как положено свободным людям). Но, с другой стороны, весь праздник крутится вокруг мацы - "хлеба бедности", пищи рабов. Если мы свободны - надо есть пышные халы из белой муки, разве нет? Как эти два момента укладываются в один пакет?

 

Самый старший предположил, что без памяти о рабстве - не может быть настоящей свободы. Ответ неплохой, но немного размытый: почему именно хлеб? Давайте есть халы, сидя на полу, празднуя свободу едой, и вспоминая рабство неудобством позы. И, кроме того, это как раз тот случай, когда "вопрос звучит лучше, чем ответ".

Так мы и остались в тот вечер без удовлетворяющего объяснения. А в хол а-моэд мы, как обычно, двинулись к Рош ешива, и, пользуясь случаем, я спросил его, что он думает по этому поводу. Он ответил, что задал себе этот вопрос 23 года назад - и дал мне простой и гениальный ответ.

 

Озвучьте ответ Рош ешива.

 

Успехов.

 

Теги: Пейсах, Штикл, Не моё