Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Рубашка Йосефа

Рав Реувен Пятигорский

Послевкусие. Штикл с чужим ответом

21 апреля 2017, 15:58

Отложить Отложено

 

Пейсах просвистел мимо, как "Томагавк" - и оставил после себя коробки с посудой, счет Омера и легкое послевкусие Афикомана. Ну и хидушей Тора, естественно.

Вот вам один из них.

 

Во время праздничного Седера у меня всплыл вопрос, которым я тут же, не отходя от кассы, выстрелил в своих старших:

 

В Пейсах - "время нашей свободы" - мы всячески подчеркиваем, что рабство осталось позади, и теперь "мынерабы - рабынемы". Сидим, облокотившись на левый бок, как принято у свободных людей, упоминаем свободу в молитве, Пасхальной Агаде и кидуше, а во времена Храма - еще и ели Пасхальную жертву (жареное мясо, как положено свободным людям). Но, с другой стороны, весь праздник крутится вокруг мацы - "хлеба бедности", пищи рабов. Если мы свободны - надо есть пышные халы из белой муки, разве нет? Как эти два момента укладываются в один пакет?

 

Самый старший предположил, что без памяти о рабстве - не может быть настоящей свободы. Ответ неплохой, но немного размытый: почему именно хлеб? Давайте есть халы, сидя на полу, празднуя свободу едой, и вспоминая рабство неудобством позы. И, кроме того, это как раз тот случай, когда "вопрос звучит лучше, чем ответ".

Так мы и остались в тот вечер без удовлетворяющего объяснения. А в хол а-моэд мы, как обычно, двинулись к Рош ешива, и, пользуясь случаем, я спросил его, что он думает по этому поводу. Он ответил, что задал себе этот вопрос 23 года назад - и дал мне простой и гениальный ответ.

 

Озвучьте ответ Рош ешива.

 

Успехов.

 

Теги: Пейсах, Штикл, Не моё

Оставить комментарий

46 комментариев

parvus, 22-04-2017 02:36:48

ну иди догайся что именно он сказал, но вполне возможно то, что маца это одновременно хлеб бедности но и хлеб свободы. помимо очевидного - вышли так быстро, что тесто не взошло, можно добавить что бесплатный сыр за хруст булки тоже надо платить и часто своей свободой. т.е., хоть он и хлеб бедности, но зато свой, а не "сидели в египте у горшков с мясом бесплатно"

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 22-04-2017 20:41:57

"иди догайся что именно он сказал" - подсказка: он рассказал про зоопарк улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 23-04-2017 07:35:01

а гуте вох.
ну, во-первых, в самой агаде сказано "баавур зе"(показывая на мацу) - т.е. весь сыр-бор с выходом были именно из-за того что есть мицва есть, т.е. кюшать, мацу.
если вам не нравятся те причин, что я написал выше, могу еще накидать, и даже, наверное, связанные с зоопарком. как сказано:
приехал один еврей в местечко, спрашивает:
-где здесь можно коня привязать?
ему отвечают
-у местного рава, он что хочешь к текущей парше привяжет.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 09:29:06

Все верно, но я не спрашивал причину, по которой едят мацу, я спросил какая связь между мацой и "временем нашей свободы".

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 23-04-2017 10:47:17

маца - мицва? свобода выполнять мицвойс?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 11:05:40

А де зоопарк?

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 23-04-2017 19:49:36


я думал вы шутите про зоопарк. ну тогда так.
если спросит меня сын(или дочь) этот же вопрос, то я отвечу:
майн тайер кинд, когда мы жили в сссср-е, у нас в городе была подпольная пекарня, где пекли мацу, и мы туда ходили с дедом, и если был снег или лед то везли туда муку а назад мацу на санках, а если снег уже сошел, то и в руках. потом эту пекарню прикрыли, и дед стал ездить за мацой в бобруйск(я не шучу, так на самом деле тот город называется) и мы его встречали на вокзале как резидента иностранной разведки, принимали чемодан и несли его домой. вот в таком зоопарке мы жили.
а теперь, майн зиселе, мы живем в голдене медине, и можем есть мацу свободно и никого не боясь. более того, ее продают почти в каждом супермаркете, и даже шмуру можно купить в costco(такой магазин-склад-клуб).

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 20:04:57

Очень хорошо. Но этот вариант для "цабаров" не прокатит.

ответить         Ссылка на комментарий
parvus, 24-04-2017 01:09:16

ну если так надо как в зоопарке и шоб для сабров- в зоопарке, в неволе дают стейк, а на воле, неизвестно если его еще догонишь, приходится есть что таки да догонишь.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 24-04-2017 01:20:50

И шо тогда делать со словами "это хлеб бедности, который ели наши отцы в земле Египта"?

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 23-04-2017 16:15:16

Свобода дороже самой мягкой и вкусной еды. Даже от неё должна быть свобода.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 17:15:43

Тоже неплохо. Но там был другой ответ.

ответить         Ссылка на комментарий
rozi, 23-04-2017 16:21:17

Ибо человек есть то, что он ест. Съеденная маца становится частью человека, и теперь мы лично побывали в рабстве и вышли на свободу. Неудобная поза такого длительного эффекта не имеет.
Где зоопарк, не знаю.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 17:18:04

Да, эффект от мацы чувствуется еще неделю после праздника улыбка
Тут важен не эффект, а сам процесс поедания. Лель а-Седер же ж.

ответить         Ссылка на комментарий
rozi, 23-04-2017 19:57:20

А попробуйте заедать ее овощами, особенно свеклой и хасой.
То есть во время поедания мацы в позе месубин мы переживаем личный выход из Египта?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 20:06:57

Мы какбэ должны просимволизировать трапезу свободных людей. Вот я и спрашиваю: при чем тут маца?

ответить         Ссылка на комментарий
Oleg116RUS, 23-04-2017 21:41:32

Может быть, важна скорость с которой приготовили и съели мацу. Ведь не стали ждать пока взойдёт тесто. То есть, Не щёлкай клювом, убегай пока открыта клетка.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 23-04-2017 22:14:55

Щелкать клювом было нельзя потому, что еще до десятой казни они получили указания насчет запрета квасного в Пейсах.

ответить         Ссылка на комментарий
tamirgerber, 24-04-2017 03:42:41

Цитата:
А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают ...

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 24-04-2017 09:26:45

И именно поэтому туда лучше не ходить. Снег башка попадет

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 24-04-2017 06:48:58

Звери из зоопарка вряд ли могут выжить в свободном мире. И надо выбирать, питаться ли готовым или добывать пищу самому. И готов ли ты поменять привычную пищу на хлеб свободы, пусть и скудный.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 24-04-2017 09:27:53

Хорошо. Но там было лучше улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
vladG, 24-04-2017 18:10:39

В зоопарке едят что даст хозяин.
А тут мы сами и свободно выбираем ограничение в хлебе. И только в нём. Есть пышные халы из белой муки мы и так можем во все остальные дни и ночи.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 24-04-2017 21:09:16

Вы довольно близко к ответу, поэтому ваш коммент пока не открываю.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 10-05-2017 21:26:02

Напишите мне, пжлст, ваш мейл, чтобы можно было с вами связаться. Я не буду светить коммент.

ответить         Ссылка на комментарий
vladG, 11-05-2017 17:21:40

Не ожидал, что получится самым близким. Поэтому очень приятно.
Спасибо
***.com

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 11-05-2017 17:31:26

Спасибо вам улыбка
Написал.

ответить         Ссылка на комментарий
Denisova, 24-04-2017 23:53:40

а может зверей в зоопарке булочками и печеньками через прутья всегда покормить пытаются, думая, что это так вкусно им, и батончиками подманивают..? может в этом дело?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-04-2017 00:25:25

нет

ответить         Ссылка на комментарий
Achiza, 25-04-2017 00:54:41

Маца это хлеб , который не добавил ничего ''от себя'' , в нем только действие Пекаря, то есть свобода от лишних личных амбиций и доверие к Пекарю , что он сделает все необходимое для результата.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-04-2017 03:40:07

Ой, шото сложно у вас как-то получилось...

ответить         Ссылка на комментарий
Achiza, 25-04-2017 07:36:16

хамец - это то , что тесто добавило ''от себя'' типа Адама Шауля итп. маца это только Его воля.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-04-2017 09:31:51

Друш интересный, но на поставленный вопрос (какая связь между свободой и хлебом рабства) он не совсем отвечает, имхо.

ответить         Ссылка на комментарий
Achiza, 25-04-2017 10:00:29

ну если настоящая свобода это выполнение Его воли , то может тоже отвечает.

ответить         Ссылка на комментарий
Achiza, 25-04-2017 10:05:59

и это не хлеб рабства , а ''бедности'' т.е. зависимости от Него или ''ответа'' на Его Волю ''многими вещами'' т.е.. многими заповедями

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-04-2017 10:36:27

Тоже может быть.

ответить         Ссылка на комментарий
marupe55, 25-04-2017 13:36:11

в зоопарке животным дают именно то, что им нужно, но держат их в клетках и лишают свободы выбора.
а вот быть "на свободе" и выбрать самому именно то, что нужно - это наверное и есть настоящий выход из рабства.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 25-04-2017 14:31:00

Что-то в этом есть. Только как быть со словами "это хлеб бедности, который ели наши отцы в земле Египта"?

ответить         Ссылка на комментарий
marupe55, 25-04-2017 16:45:38

ну тут мне кажется не сложно связать - бедными мы были на мицвот, чтобы делать мицвот, нужно иметь возможность делать выбор, т.е. быть свободным
получается, что та маца, котрую мы ели по принуждению (как не имеющие свободы выбора люди), стала мацой, поедание которой - исполнение мицвы и символ свободы

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 26-04-2017 06:29:16

Добрый вечер!

Скажите, пожалуйста, почему на картинке мудрец, который сидит спиной к нам, облокотился на правый бок? На сколько мне известно, даже левша должен облокотиться на левый бок во время седера. Спасибо

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 26-04-2017 10:40:44

Это сделано для равновесия композиции. Тем более, что:
1. Судя по движению его левой руки - он наклонился что-то сказать соседу, а это не запрещено даже во время Седера.
2. Даже во время Седера нет обязанности все время лежать на левом боку - только во время распития четырех стаканов и поедания мацы.
3. Здесь изображено утро (когда ученики зашли сообщить о времени КШ), а значит - это уже сильно после Седера (который надо заканчивать до полуночи).

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 27-04-2017 06:22:43

Спасибо за ответ,
1. На сколько я помню, РАМБАМ не рекомендует(не разрешает?) разговаривать во время еды.
2. Изначально лучше сидеть облокотившись весь седер, не может быть, чтобы эти мудрецы поступали не лехатхила. Судя по тому, что у них маца еще на столе, седер еще продолжается.
3. Эти мудрецы возлежали в Бней Браке, так что у них Песах был один день, так что афикоман должен быть съеден до полуночи, но у них на столе еще осталась маца - это не афикоман?
Если это не афикоман, а просто маца, то это просто то, что осталось от шульхан ореха? Почему тогда только маца осталась, а не другие блюда?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 27-04-2017 10:52:38

1. Они уже давно не едят - утро же ж. "Не запрещено даже во время Седера" - я имел ввиду наклониться к соседу, чтобы что-то сказать.
2-3. Маца на столе может оставаться даже после полуночи, только есть ее нельзя. Перед биркат а-мазон убирают со стола остальные блюда (и споласкивают стаканы), а маца остается на столе.

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 27-04-2017 19:35:00

> маца остается на столе
Это такой обычай? Если уж мацу нельзя есть после полуночи, не проявление ли это неосторожности оставить мацу перед собой - вдруг случайно потянется и съест?

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 27-04-2017 23:11:57

См. שו"ע קפ, א-ב, ט"ז א, מ"ב ה

ответить         Ссылка на комментарий
dimaspb, 30-04-2017 19:00:37

Спасибо за ссылки, на сколько я понял, здесь приводится обычай оставлять хлеб на время биркат амазона, но, возможно, ситуация с афикоманом другая.

См. ש״ע תע״ח, афикоман нужно съесть о полуночи и после него ничего нельзя есть, то есть сразу после того, как съели афикоман читают биркат амазон (по крайней мере в пределах 72 минут, ведь нельзя ничего есть после афикомана, правда есть разрешающие пить воду, но у Вас не нарисованы стаканы для воды - кубок, очевидно, для вина), даже с мацой на столе, как Вы привели выше, а потом ее сразу убирают, еще до наступления утра, мне кажется это очевидным.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий