Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Что такое Шофар?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Сатана в Рош Ашана

р. Ури Калюжный

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАРОМУ ГОРОДУ

19 мая 2017, 01:10

Отложить Отложено

Я вам, конечно, Америки не открою, но Иерусалим покажу. Пойдемте со мной.

В Старый город Иерусалима я вошла через Яффские ворота. Шла пешком вместе с женской группой, для которой проводила экскурсию рабанит Хава Куперман. Также пешим вошел в Иерусалим сто лет назад британский полководец Эдмунд Аленби. Он специально спешился у Яффских ворот, объяснив, что из особого уважения к Иерусалиму не хочет въезжать в город верхом на лошади. Сохранилась историческая фотография этого момента – пеший Аленби входит в Иерусалим.

 

Вот и мы все вышли из автобуса и гуськом вслед за рабанит Хавой вошли в западные ворота Иерусалима. Это единственные из восьми открытых ворот Старого города, обращенные на запад к Средиземному морю. Высота входа – около 6 метров, а городская стена возвышается ещё на 6 метров над ним.

Яффские ворота были торжественно открыты в 1538 году на месте ворот более раннего периода. Архитекторы отстроили их по приказу правителя Османской империи султана Сулеймана Великолепного, который решил восстановить стены Иерусалима. Сразу за воротами можно увидеть две могилы тех самых мастеров, которым доверили строительство стен. Чем именно архитекторы рассердили правителя, точно не известно. Мнения ученых расходятся. Ясно одно, Сулейман их казнил. По некоторым мнениям, за то, что они нарушили его план реконструкции, и в результате ряд исторически важных мест, в частности, гробница царя Давида, остались вне  замкнутой стенами территории.  Однако из уважения к их труду, султан велел похоронить их рядом с Яффскими воротами. По его высочайшему мнению, это решение было верным и справедливым, видимо.

 

Недалеко от Яффских ворот находится старый мусульманский минарет, который крестоносцы превратили в крепость. Часто эту цитадель называют башней Давида, но к еврейскому царю она никакого отношения не имеет. Дело в том, что через Яффские ворота с запада в Иерусалим прибывали христианские паломники. Высокую башню крепости было видно издалека, она служила своеобразным ориентиром для приближавшихся к городу путешественников, которые и прозвали ее башней Давида, так как именно этот еврейский царь наиболее популярен у народов мира благодаря его псалмам, воспевающим Всевышнего. Кроме того, именно царь Давид упоминается в Песне Песней, которую тоже хорошо знает весь мир.  

Возвышающаяся сегодня крепость была сооружена во II веке до нашей эры после победы евреев в восстании, в честь которой мудрецы установили праздник Ханука, для укрепления обороноспособности Иерусалима. Это было самое незащищенное место Иерусалима, евреи стремились укрепить город и построили тут крепость. Позже, когда Ирод реставрировал весь Иерусалим, он не миновал и это место - выстроил здесь 3 башни и между ними цитадель. Камни того периода можно сразу заметить по особенному ободку. Это будто печать архитектуры Ирода.

Во время разрушения Второго Храма римляне разрушили весь город, но эту крепость и башню сохранили, расположив в ней свой гарнизон. Впоследствии она разрушалась и вновь отстраивалась последовательно христианскими, мусульманскими, мамлюкскими и османскими завоевателями Иерусалима. В нынешнем виде крепость была построена в период правления Сулеймана Великолепного. Верхние камни напоминают по виду камни Стены Плача, потому что цитадель реставрировалась в тот же период теми же архитекторами. Вокруг крепости есть ров, когда-то там была вода. Во времена мусульманского правления у ворот крепости выставляли охранников, которые в специальных котлах кипятили масло. Врагов, посягнувших на покой жителей крепости, заливали этим кипящим маслом.

Сегодня в этой крепости расположен музей Истории Иерусалима; в ней хранятся важные археологические находки и документы, и она является популярной площадкой для благотворительных мероприятий, ремесленных выставок, концертов и свето-звуковых представлений.

Мы обходим крепость и башню, рабанит Хава ведет нас к армянскому кварталу Старого города.

По дороге обращает наше внимание на то, что над головой, кажется, прямо из древних камней растет какая-то зелень.

- Это каперсы, - объясняет рабанит Хава.

Каперсник - стелющийся кустарник, родиной которого считается Северная Африка и Южная Европа, прекрасно чувствует себя в Старом городе. 

Неподалеку я замечаю одуванчики.

Армянский квартал открывается улицей Арарат. 

Думаю, нигде такой закоулок не назвали бы улицей, но в Старом городе – это улица, названная в честь горы Арарат, самого высокого вулканического массива Армянского нагория.

Мы проходим мимо нее и направляемся к еврейскому кварталу Старого города.

Продолжение следует. На следующей неделе я расскажу о римской улице Кардо в Старом городе, построенной императором Адрианом.

Хорошей субботы.

 

Теги не заданы

Оставить комментарий

6 комментариев

tutti24, 19-05-2017 11:31:10

шабат шалом!
Замечательная экскурсия! Только гора Арарат, насколько мне известно, не в Армении, а на территории Турции. Горная цепь в Армении, а гора Арарат - у соседей, ходя из Армении и видна.

ответить         Ссылка на комментарий
bguberman, 19-05-2017 11:53:06

а, так вот в чем история вековой тоски армян по Арарату. спасибо за важное уточнение.

ответить         Ссылка на комментарий
tutti24, 19-05-2017 11:58:04

Почти как у нас с нашей главной горой ) тоже видна, но - тоскуем )

ответить         Ссылка на комментарий
bguberman, 19-05-2017 12:35:41

отлично подмечено.

ответить         Ссылка на комментарий
julia, 21-05-2017 12:48:05

Спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
bguberman, 21-05-2017 14:52:52

я рада, что вам понравилось.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий