Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Ханука: форма против содержания

Переводчик Виктория Ходосевич

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Виды страха

08 февраля 2017, 17:12

Отложить Отложено

 

Боятся по-разному. Самый распространенный страх - боязнь наказания, дурных для себя последствий. Человек бы и сделал что непотребное, да страшится, не решается, боязно получить по рукам, а то и по голове.

В таком страхе можно различить два подвида. Во-первых, человек физически не переносит боли, боится страданий, боится неизбежности суда и возмездия. А второе - наоборот: человека останавливает не то что ему сделают, а то, что он не готов потерять. Человек не желает лишиться льгот, премии, зарплаты, награды за хорошее поведение, боится, что при разделе обнесут его, потому и ведёт себя хорошо. Лучше, как говорится, уверенная "синица", чем далёкий "журавль". Вот такой вот страх - примитивный и приземлённый, но зато - действенный.

А вот - другой страх. Более возвышенный. Человек боится своими поступками подвести других. Более того, он понимает, что его поведение может перевесить чашу весов. Недаром, Мудрецы советуют человеку смотреть на свои поступки, как на последнюю инстанцию. То есть учесть состояние мира, когда добро и зло уравновешивают друг друга, и склонить чашу можешь именно ты, сейчас и в этот конкретный час вот этим своим конкретным поступком. Да-да, как на краю пропасти: шаг в пустоту - и весь мир летит вниз, шаг от бездны - и весь мир спасён!

Скажете, это - фантастика. Да нет. На деле ситуация самая что ни на есть обычная. Мир ведь на ниточке висит, плохое и хорошее борются друг с другом, и друг друга превозмочь не могут. И в каждый момент вы, именно вы, решаете судьбу мира. В этом, втором страхе - три разветвления.

Ответственность за этот, близкий и видимый мир мы уже упомянули. А есть ещё страх за духовные, вышние миры. Человек ведь живёт не только здесь и сейчас, он - сразу на нескольких уровнях. Чем выше уровень - тем тоньше духовная субстанция. Человек - словно великан, его ноги - на земле, а голова - где-то там, в облаках. И на всех уровнях всё зависит от поступков человека.

Так вот - боязнь напортить, сломать, погубить в каждом из доступных человеку измерениях - и есть тот страх, о котором мы говорим. Сюда же относится и сознание, что любая поломка, причинённая человеком, может вызвать цепную реакцию, которую уже не остановить.

Но есть ещё один страх. Самый высокий. Стыд перед Творцом. Стыд перед Садовником, насадившим чудесный сад и подарившим его нам, а мы, вместо того чтобы сохранить и беречь красоту, обломали деревья, вытоптали цветы, перебили птиц, и нам стыдно и больно перед тем, Кто так старался нас осчастливить. Стыд маленького негодника, забывшего Великодушного Хозяина дома. Ах, помните "Аленький цветочек"? Вот, кажется, нужная параллель.

У этого, последнего страха - также три составляющие. Точнее, три проявления. Первое, и главное, - в критический час, когда возникает соблазн коснуться эдакой грязи, человека останавливает лишь страх причинить Создателю огорчение, словно показать доброму учителю дулю.

Другое проявление - желание без помех, искренне и правдиво разговаривать с Отцом. А какой искренний разговор, будь то молитва или песня, можно вести, когда у вас за пазухой - грязный камень греха. Вот вы и боитесь и заботитесь, чтобы его, этого камня, не случилось.

И третье значение - страх перед Ним, который помогает идти по жизни с поднятой головой и чистым сердцем. Творец с вами всегда, и вы с Ним всегда тоже. И тут уж, как то незаметно, страх переходит в нечто большее. И это большее, в сущности есть цель и средство, и называется оно - Любовь.

По книге "Диврэй Йошуа" раби Йошуа Эллера.

Теги: , Еврейство

Оставить комментарий

6 комментариев

Yisro, 11-02-2017 20:23:51

Очень интересно. По хасидуту, если я правильно усвоил, есть 2 вида страха: выший и нижний. Какой из перечисленных какому соответствует, не знаете? )

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 12-02-2017 05:33:02

Насколько я понимаю, страх наказания - самый простой и самый естественный и, соответственно, самый примитивный. Такой, страх, если человек не растёт духовно, долго сдерживать его от дурных вещей не способен. Наиболее действенным является ират а-ромемут, что означает трепет, понимание возвышенного статуса Творца, боязнь выказать неуважение и унизить. Это - высшее проявление "страха" и свойственно людям духовно развитым.

ответить         Ссылка на комментарий
Yisro, 16-02-2017 20:25:07

Да, но уВас - 3 вида. Какой из них какому соответсвует - вот вопрос?
Спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 19-02-2017 11:47:07

Помимо оснывных трёх видов, каждый из "страхов" имеет "подвиды". "Ират а-ромемут - самый высший и востребованный.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 16-02-2017 20:40:52

Что означает страх за высшие миры? Это когда как у Маяковского ревнуют к Копернику?
Мне все таки кажется что по уровню такой страх ниже чем ответственность за других людей, поскольку человек выше ангелов. Ашем тоже занят заботой о нас больше чем скажем расщеплением сложных aлахических вопросов.
Поэтому наверное стоило бы переставить.

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 19-02-2017 11:43:30

Это только на первый взгляд. В сущности - это "страх" того же вида, только последствия тяжелее. И разница такая же, как взорвать сильный заряд, чем выше "взрыв", тем территория поражения обширней. Или, иначе, человек больше боится духовно навредить людям, чем материально. Нанести физическую рану человеку - вещь непростительная, но нанести духовную травму - гораздо страшней. Об этом, кажется, и речь. "Расщепление" алахических вопросов, на мой взгляд, напрямую связано с заботой Всевышнего о человеке.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий