Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что происходит с евреем, — это указание ему свыше в его служении Творцу»Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов

Внутренние механизмы

08 марта 2017, 08:50

Отложить Отложено

 

Для большинства людей представляет большую трудность вскрыть собственную сущность, признаться себе, что ими двигают некие внутренние, не всегда симпатичные стремления. Для них невыносимо согласиться с тем, что их поступки далеко не всегда движимы "праведными" стремлениями и склонностями. Человеку не просто открыть для себя, что он "не в порядке". Никому не нравится быть "нехорошим". Чувство вины - одна из тяжелейших нош, которые человек может взвалить на себя. Именно поэтому человек снабжён внутренним "механизмом" под названием "я-то в порядке, это ты - не прав". "Что? Я завидую? Я заносчив? - воскликнет человек - Нет, это не я, это - ты таков!" Человек всеми средствами постарается перенести обвинения на кого-то  другого, лишь бы самому быть остаться "правым".

Любой преступник, любой негодяй в доверительном разговоре приведёт вам ряд "веских" причин и оправданий почему он украл или, что похуже, он объяснит вам вполне толково, опираясь на логику и разум, почему он был "вынужден" поступить так и покажет вам "со всей ясностью", что "по большому счёту" он прав и ни в чём не виноват. Никто не признается, что совершил что-либо из-за своей испорченности, из-за внутреннего изъяна, ибо никто не готов согласиться с тем, что является "плохим".  Человек не может жить с чувством самоотрицания, с чувством вины, он бежит от этого и объяснит как угодно и чем угодно, чтобы только избежать этого состояния. Он всеми силами будет стремиться - какое бы злодеяние не совершил - к внутреннему комфорту и выводу, что он сам - "в порядке".

Один вор объяснил, почему он ворует, тем, что "богачи должны терпеть лишения". Другой пожаловался, что "государство несправедливо к беднякам". Третий, которого полиция обвиняла в квартирных кражах в далеко не фешенебельных районах, уверял, что никогда у бедных не крадёт, и, как пример, рассказал, что однажды, забравшись в чей-то дом и обнаружив, что в холодильнике пусто, а хозяева в крайней нужде, оставил на кухонном столе четыреста шекелей, чтобы те купили еду. Один парнишка, пристрастившийся к "очистке" киосков, когда его "прижали к стенке" завопил: "Это не я воровал, это моя рука"!"

Такое характерно не только для преступников или аномальных подростков, это внутреннее свойство всех нас. Никто, по большому счёту, не желает нести вину, каждый отыщет себе оправдание и объяснит, почему он сделал так, а не иначе, обвинив других, чтобы обелить себя.

Мы все бежим от ситуации и не желаем признавать в себе дурные склонности, ибо считаем, что наличие "неправедных" мыслей и стремлений - само по себе грех. Признать, что мы можем быть склонны к чему-то нехорошему - в наших глазах - вещь ужасная. Справиться с этой проблемой - одна из самых трудных задач для человеческой души.

Однажды два хасида поспорили, чей Ребе праведней. Один говорил, что его Ребе - единственный праведник на свете, а все остальные - в той или иной мере - злодеи. Другой же сказал нечто совсем другое: "Мой Ребе всех людей считает праведными, а злодеем - только себя".

Следует понимать, что дурные склонности - это ещё не свидетельство испорченности. Такова природа человека - он гневается, он ленится, завидует, задирает нос, вожделеет и т.д. Таковым человека создал Творец, таково реальное состояние вещей - человек рождается с целым набором стремлений и склонностей. Если у вас есть всяческие "йецеры" - вы нормальны и в порядке, ибо, наряду с этим, в вашей душе кроятся силы, способные этим йецерам противостоять, направлять в правильное русло и, более того, пользоваться ими, чтобы служить Создателю.

Виленский Гаон говорил, что все склонности человека вложены в него для того чтобы служить Творцу, и нет среди них ни одной лишней. Более того, без этих склонностей мир бы не смог существовать.

В Гемаре (Санедрин,64,1) рассказывается, как мужи Великого Собрания решили было уничтожить вожделение (а у них для этого были все средства), но сразу же пошли на попятную, ибо увидели, как всё тот час же двинулось к разрушению: курицы перестали нести яйца, никто не давал потомство, мир померк, оказавшись на краю пропасти. И это справедливо в отношении любого из внутренних побуждений, желаний, склонностей. На самом деле, все пресловутые "внутренние стихии" как раз и созданы, чтобы крутить винт нашего корабля, наполнять энергией мир. Мы просто должны учиться и направлять их к праведной цели, строить, но не разрушать.

 

По книге "שיחות של רב הופמן"

 

 

Теги: , Еврейство, Оголтелый оптимизм