Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Ханука: форма против содержания

Переводчик Виктория Ходосевич

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Мы - не чужие

23 февраля 2017, 08:56

Отложить Отложено

 

Помнится, в году девяностом или девяносто первом, в здании "Биньяней а-Ума" в Иерусалиме проводился съезд русскоязычных баалей тшува. Было это мероприятие первым в таких масштабах. Была попытка создать некую всеизраильскую организацию, чтобы помочь нашим братьям, вовсю прибывавшим из разваливавшегося СССР. Выступали, благословенной памяти, раби Ицхак Зильбер, рав Шломо Вольпе.

Но запало нечто другое. В соседнем зале тоже проводилось мероприятие, и тоже для русскоязычных, но только светских. Чтобы добраться до выхода, нужно было пройти через тот зал. И вот мы осторожно пробираемся через толпу, и я вдруг замечаю хмурые взгляды и слышу возмущённый ненавидящий говор: "А эти что здесь?!"

Это было что-то необычное - новое и старое ощущение, словно нагнало нас извечное и суровое, что преследовало всегда, но тогда, по наивному неведению, казалось, оставленное навсегда. Впрочем, ТАКОЙ ненависти я и в прошлой жизни не помнил.

Потом я стал присматриваться и прислушиваться. В каждой русской газете, в каждом номере - дежурная статья об "ультраортодоксах" - "бездельниках и развратниках", "плодящихся безмерно" и "отрывающих куски" у добропорядочных граждан; не служащих в армии, просиживающих штаны в ешивах, заглядывающих в "чужие тарелки", мракобесов, хулиганов и жадюг. Если у какого-то проворовавшегося господчика на голове оказывалась кипа, его тут же объявляли "равом", если кто-то совершал непотребное, правда или не правда - не важно, - если из Бней Брака, - сразу становился гвоздём новостных программ.

Мы были и есть "виноваты" во всём. Негативном, разумеется. Жильё дорожает - конечно, "ультраортодоксы". Грязь на улице - "харедимные". Криминал - всё "они". И т.д и т.п. Оправдываться не буду. Бесполезно. Но разобраться хочется.

У меня нет мании преследования, у меня нет "комплекса врага", так же как и комплекса неполноценности. Наивности - хоть отбавляй. Но мне хотелось понять. Почему? Как же так?

В чём корень антисемитизма, классического, да и нынешнего, израильского? Ответ - в зависти и страхе. Но в чём нам завидуют? Быть может быть том, что мы невозмутимы? В том, что мы знаем откуда пришли и куда идём? Может быть, нам завидуют от того, что мы умеем довольствоваться малым, от того, что мы способны терпеть и можем протестовать? Нам завидуют, ибо мы не сникаем и, не смотря ни на что, растим детей чистыми и разумными. А боятся нас быть может от того, что понимают - за нами будущее еврейского народа, что подмена на "как все народы" не состоится. Что, будут ли "два государства или одно",  мы останемся всё равно?

Не знаю, но всё же прошу: не надо бояться, и не надо так уж надрываться в ненависти. Ну, да, мы не очень любим это маленькое нечестивое государство, но мы не покинем просто так эту Землю, на которой мы живём даже в годы галута многие сотни лет - мы просто против духовного её засорения. Да, мы не хотим отпускать наших детей в "самую мощную на Ближнем Востоке" армию, где из них попытаются сделать "среднего" израильтянина, - мы хотим, чтобы они остались, прежде всего, евреями. Да, мы отправляем наших сыновей в ешивы - по крайней до женитьбы - а где же ещё им набраться истинной мудрости и еврейского багажа в век безудержного интернета. Да если ж не мы, то кто же!

Да, мы не любим платить налоги, идущие на футболы по субботам, нечленораздельные "выставки" и прочие нелицеприятия, но мы их всё же платим, покупая для наших малышей молочные реки и горы хлеба, а также - книжки, штанишки и коврижки - мы "никуда не деваемся".

Мы портим "европеоидный" вид израильских "городов и весей"? Но именно мы придаём евреистость этому "еврейскому" и "демократическому". Это мы заселяем штахим в Шоафатах, Бейтарах, Модиинах Илитах и т.д. Это ради нашего прошлого и настоящего едут сюда туристы, и это нас вы "достаёте" в Меа Шеарим, любуясь "позапрошлым веком", который что-то всё-таки тревожит в ваших сердцах.

Вас обижает, что мы не спешим перенять вашу "ментальность"? Но мы вынуждены отделяться, ибо  "ядерный взрыв" всеобщего пароксизма, то бишь всеобщего помешательства, способен испепелить и нас.

Мы - не холод, мы - тепло, мы - не чужие, мы - свои, мы не уйдём, мы - вечный кладезь и... ваша надежда. Если вы ещё евреи - вы это в конце концов поймёте, а если нет - то и это нам знакомо: "Эсав ненавидит Якова". Но об этом не хочется и думать.

Теги: , Оголтелый оптимизм

Оставить комментарий

10 комментариев

srulik82, 23-02-2017 15:51:45

Как-то слабо верится, что не религиозный человек, даже пусть и израильтянин, будет думать, что "харедосы" знают откуда и куда им идти. С его т.зр. харедим - запутавшиеся и лицемерные люди, тупиковая ветвь эволюции, которая должна скоро закончиться. А то, что налоги не плотять на стадионы - разве ж это оправдание?

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 08-03-2017 08:53:58

Одна из главных причин такого взгляда в том, что нерелигиозные люди просто ничего не знают и не хотят знать ни о харедимных евреях, ни о еврействе вообще. Точнее, думают, что знают, довольствуясь ходульными клише, эдакий вид жлобства, когда всё, что "мешает" привычной картинке, проторенной дорожке, воспринимается предвзято и необъективно. Негатив, который, конечно же, присутствует и у нас - объявляется закономерностью, а главное - главное - не видят. К тому же - яростная, целенаправленная, иногда скрытая, иногда явная, непрерывная промывка мозгов во всех сетях и СМИ.

ответить         Ссылка на комментарий
srulik82, 10-03-2017 09:47:58

ну, это понятно. Так а что ж Вы предлагаете?

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 10-03-2017 12:46:02

То же, что и во все эти века Изгнания - оставаться самим на высоте, воспитывать детей в духе Торы и, по возможности, избегать всей этой грязи. Если кто-либо из наших оппонентов решит вернуться - милости просим Домой!

ответить         Ссылка на комментарий
LevK, 04-03-2017 20:53:41

Статья на важную тему, но форма ужасающая - сплошная риторика. Риторика хороша чтобы обличать Троцкого. Меньшевиков. Социал-демократов.
Первый мой вопрос - к кому обращается автор?

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 08-03-2017 08:55:21

В какой-то степени вы правы. Такие статьи я не пишу ради того, чтобы "открыть Америку". Это, своего рода, болезненная реакция на тот поток ненависти и злобы, который, нет-нет, доходит и до меня, при всём нежелании соприкасаться с миром, его исторгающим.

ответить         Ссылка на комментарий
LevK, 08-03-2017 10:36:55

Именно эта сверх-болезненная реакция не позволяет принять главный тезис декларируемый Вами: "Мы - не холод, мы - тепло, мы - не чужие, мы - свои". А воспринимается это исключительно как "Мы не хотим с вами соприкасаться". Что только добавляет ненависти и злобы со стороны с противоположной стороны...

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 08-03-2017 15:07:27

Мы не чужие в том смысле, что нам больно за наших братьев, тонущих в болоте беспорядочной глобализации и забвения духовности. Мы пытаемся как-то помочь, и этот сайт - одно из средств. Но ради солидарности утонуть в этом болоте мы не желаем.

ответить         Ссылка на комментарий
LevK, 08-03-2017 15:21:34

Александр, простите но речь идет не о сайте Толдот, а о Вашей статье.
Никто не заставляет нас тонуть ради солидарности.
Но в Вашей статье я к сожалению не могу разглядеть даже малейшую попытку вытащить наших братьев из этого болота...

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 08-03-2017 21:21:50

Ну, что ж, будьте здоровы!

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий