Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раб, взошедший на престол

Отложить Отложено

 

 

Все силы, заключённые в душе человека делятся на две группы. Условно их можно назвать "разум" и "желание". Разум оценивает, расследует каждую вещь. Любое действие, которое человеку предстоит совершить, разум определяет хорошо ли оно или нет, справедливо или ложно, и не даст перепутать доброе с дурным.

Однако желание поступает иначе, оно слепо, и часто пренебрегает насущным и полезным ради сиюминутного, и не прельстится действительной пользой и не остановится перед духовным ущербом.

Если бы разум и желание жили каждый своей отдельной жизнью, и не перекрывали в душе человека границы друг друга,  жизнь человеческая превратилась бы в непрекращающееся поле битвы, где победителя нет. Ведь разум всегда бы стремился к истине, выбирая добро, а желание влекло бы лишь к удовольствиям, что нашёптывает плоть, к разным "вкусностям" и "сладостям".

Впрочем, в случае такой войны, стоило только дать разуму силу, некий духовный меч, молнию, "пугающую" желание, заставляющую его скукожиться и "поджать хвост", посеять страх в сердце, чтобы не повадно было желать чего не надо, и проблема была бы решена. В сущности, у разума есть такой "меч", но о нём - в другой раз.

Проблема же в том, что "разум" и "желание" - не два независимых "государства", они существуют в одних и тех же пределах и делят власть друг с другом. И, что греха таить, дело доходит до того, что порой желание, разбухнув в эдакого мускулистого "кролика", не только берёт правление в свои лапы, но и заставляет побеждённый разум  безвольно работать на себя.

Недаром говорится, что одна из вещей, из-за которых "бунтует земля" - "раб, всходящий на престол"[1]. Впрочем власть желания над разумом обретается не столько "силой", сколько заблуждением и соблазном. В этом случае разум подчиняется с радостью и работает в полную силу, расчищая желанию дорогу, подводя юридическую и моральную основу для продвижения к цели, не задаваясь вопросом праведная она или нет, включая цели, которых желанию без помощи разума ни за что бы не достигнуть. И об этом сказано[2]: "мудрые они для зла...".

И даже засомневается разум и устрашится, оглядывая путь, на который вступил, всё равно желание превозмогает и не позволяет остановиться. Оно подбрасывает разуму ложные ориентиры, наполняет сердце несправедливыми претензиями и надуманными оправданиями. И разум, опьянённый и пленённый, послушно рождает предвзятые суждения, и уводит всё дальше и дальше человека от ясного источника правды.

И тогда не помогут человеку ни увещевания ни угрозы. Бесполезно говорить ему, что те или иные желания его непотребны, невозможно запугать его и нельзя подкупить. Единственный способ - это разбудить и высветлить разум, вернуть его к ясному взгляду и способности судить о вещах здраво и справедливо.

Но как, как это сделать? Тора предлагает следующие средства. Она указывает на неприемлемость греха двумя путями. Во-первых, Тора доходчиво и логично объясняет смысл дурных поступков. Она рисует неприглядность и постыдность дурных качеств. И попутно, по контрасту, восхваляет качества добрые, прослеживая линию чести в весьма щекотливых ситуациях, показывая на примере, как можно устоять в случаях спорных, опираясь на здравый смысл и ясный рассудок.

А другой путь - внедрить страх перед Творцом, ужас перед содеянным в сердце человека. Тора напоминает о горьких и тяжких наказаниях, как следствие греха, при жизни и после смерти. И это, наперекор своеволию человека, ослабляет силу соблазна, укрощает пламя, смиряет дух, высвобождает разум и... возвращает его на царство.

 

ע"פ רבי יהושע אהרן העליר זצ"ל "דיברי יהושע",פרק ה'

 


 

[1] Мишлей,30,21

 

[2] Ирмияу,4,22

Теги: , Еврейство