Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Погружение в пучину. Как появилось идолопоклонство

09 октября 2015, 01:05

Отложить Отложено

 

Появление идолопоклонства относят к эпохе Эноша, сына Шена, третьего сына Адама. Шет был в возрасте ста пяти лет, когда у него родился Энош. Шет серьёзно занимался воспитанием сынаОн объяснил сущность молитвы, её важность для связи Творцом. Но что-то не сработало. Энош не воспринял урок и всё перевернул с ног наголову. Прожив 905 лет, он был первым, кто использовал изображения для усиления эффекта молитвы.

 

С другой стороны, само понятие молитвы было распространено по миру как раз поколением Эноша. До сих пор главенствовал фатализм, люди считали, что происходящее неизбежно и ничем предотвратить его нельзя.

 

Однако, когда условия жизни стали суровей, и участились беды, люди стали обращаться с мольбой к Творцу, говоря о своих нуждах и прося защитить их и спасти. Люди почувствовали свою беспомощность и глубокую зависимость от окружающего мира. И эта зависимость, эта потребность отыскать защиту, побудила их обратиться непосредственно к Создателю. Так люди научились молиться. Однако в дальнейшем, замечательная потребность излить душу перед Б-гом – молитва - стала перерастать в нечто другое. [i]

 

 В возрасте тридцати одного года Энош сделал ещё одно изобретение: он счёл более рациональным направлять молитвы и возносить жертвы не прямо Создателю Мира, но второстепенным силам, управляющим природой. Правильней сказать, это было коллективное решение.

 

Как раз тогда люди того поколения решили выяснить, как возник человеческий род? Они выбрали самых уважаемых людей, и отправили делегацию к Эношу. «Кто твой отец?» - спросили они его. «Шет», - ответил Энош. «А кто отец Шета?» - «Адам», - был ответ. «Ну, а отец Адама?» . «Не было у него отца», - отвечал Энош, сам удивляясь, - Адама Создатель вылепил из земного праха, вот как эта земля, вдохнул в неё жизнь, и появился человек". «Ну, раз так, - сказали дотошные люди, - то почему бы и нам не попробовать». Взяли глину, слепили из неё истукана, похожего на человека и показалось им, что этим вдохнули в него жизнь. А раз он живой, значит, что-то в этом есть. Так закрепилась ошибка. [ii]

 

Отцы новой философии рассуждали так. Всевышний создал звёзды и планеты, и посредством их управляет всем миром. Творец сам поместил их на небе, чтобы дать особое место в мироздании и желает, чтобы их почитали, как служителей и приближённых Творца. Все, кто ступает по земле, обязан восхвалять их и служить им, в соответствии с важностью роли, возложенной на них.  Властитель вселенной требует  этого поклонения подобно тому, как царь требует  от подданных особого отношения к своим придворным.

 

Такие ощущения и мысли вскоре вылились в конкретные дела. Небесным воинствам стали строить святилища, им приносились жертвы, и воскурялись благовония. Им стали поклоняться, словно самостоятельным, независимым силам, и это поклонение зачастую заменяло потребность обратиться к самому Создателю и Властителю всего.

 

Не то чтобы поклонявшиеся небесным и земным силам не знали, что Всевышний один над всем. Им было удобней и понятней служить посредникам, чтобы достичь своих желаний. Так им казалось более эффективным средством служения и вполне вписывающимся в цель Творения. Создавалось множество изображений, делавших доступными и понятными влияния звёзд и сил во Вселенной.

 

 Но была ещё одна причина, пожалуй главная, из-за которой человечество потеряла чистую и ясную веру в Единого Творца.

 

Создатель, как известно, управляет миром посредством сложнейшего механизма, где каждой вещи, каждому предмету придана особая сила, особый посланник, малах, ответственный за это, конкретное явление. Целые сонмы малахов, подобно духовным винтикам и колёсикам, наполняют этот мир, приводя в действие силы природы. Есть малахим, ответственные за народы, есть малахим, отвечающие за те или иные территории, земли и страны. У каждого растения, у каждой травинки есть свой особый малах. [iii]

 

 Это знание о духовной структуре мира было передано Адаму, а тот передал его своим сыновьям, чтобы объяснить им, что природа, выглядящая такой материальной, имеет в своей основе постоянное духовное воздействие. А оно незримыми нитями связывает её с Творцом. Вещи эти для понимания вовсе не просты, и требуют углублённой мудрости. Знание это не записывалось, но передаваясь устно, постепенно искажаясь. Людям стало казаться, что можно изменить собственную жизнь путём целенаправленного воздействия на малахим, отвечающих за те или иные явления. Люди думали, что ангелам можно служить точно также, как служат Создателю. Особенно это оказывалось актуальным в час бедствий, когда отчаивались отыскать другие средства. Наступило время, когда вера в единого Творца, стала трудной задачей для большинства.

 

Были времена, что изначальная вера в Единого Творца искажалась до ужасных форм.  Оставив все внешние атрибуты, такие как принесение жертв, однако вместо заповеданных жертвенных животных с жертвенников потоком лилась человеческая кровь, взрослых и младенцев.

 

 Но даже внутри самых отвратительных культов всегда сохранялся слабый отблеск первоначальной веры. То был  след изначальный духовности, полученный по наследству от Первого Человека  и избранных из его потомков. Даже в самые тёмные времена, когда Так родилось идолопоклонство. Со временем появились пророки и прорицатели, заявлявшие, что сам Всевышний послал их направить служение той или инойзвезде, той или иной природной силе. Каждой звезде, каждой планете или силе придумывались образы. Их изображения помещали в святилищах, под деревьями, на вершинах гор и специальных возвышениях. И туда собирались, стар и млад, женщины и дети, простолюдины и люди знатные. Служители святилищ говорили народу, что силы бывают добрые, а бывают злые, умилостивить стоит и тех, и других. Изображения соответствовали этому разделению. Одни из них были страшными, вызывавшими ужас, - этим человек служил из страха, старался умилостивить их. Другие были «добрыми» - их следовало почитать и просить их о своих нуждах. Службы усложнялись. Каждой звезде, каждой, силе требовался особый подход, особый ритуал. Им приносились жертвы и совершались воскурения. Всё это стояло в зависимости от того, чего добивались от них.

 

Со временем, Имя Создателя стало забываться. Упоминание о Нём слабело в хоре языческих служб, разнообразившихся и умножавшихся с каждым поколением. Священники культов утверждали, что та или иная звезда, сила или ангел, говорили с ними, указывая, как им служить. Они провозглашали: делайте так, и не делайте эдак. Всё это распространялось по земле, усугублялось, пока не произошла полная замена служения Единому Творцу на огромный, пёстрый и далёкий от реальности водоворот самых разнообразных языческих культов. Обыкновенному человеку стало почти невозможно разобраться во множестве изображений и служб, и понять, что за всем этим безумным скоплением идолов, есть простая, исконная вера в Творца вселенной. Не осталось ничего, кроме картинок, изваяний, каменных и деревянных истуканов. Вскоре и сами служители забыли, что все эти мириады образов должны были стать лишь посредниками в поклонении Создателю. Теперь покланялись лишь посредникам, а Имя Творца меркло и постепенно уходило из памяти и сознания людей. О нём помнили единицы, включая Ханоха, Метушелаха и Ноаха. [iv]

Погружение в язычество продолжалось вплоть до приговора Небесного Суда о потопе (это случилось в 1536(-2214) году), включая отсрочку в сто двадцать лет, данную Ноаху, как последняя возможность возвратиться на правильный путь.

 

 Из книги "Хроника жизни и смерти. Древнейшая история человечества в свете еврейской Традиции".

 


 

[i] Хумаш Тора Шлема, Берешит,4,26, примечание 159

 

[ii] РоШ, Адар зкеним

 

[iii] Рамбан, Ваикра,19,19

 

[iv] Рамбам, Илхот авода зара, 1

 

 

 

 

Теги не заданы