Учим Талмуд17 мая 2012 года, Рав Реувен Пятигорский Рад сообщить всем посетителям блога, а также своим ученикам, что с великой помощью Всевышнего начинается новый проект. Уроки Гемары в режиме видео. Есть Вводный урок для начинающих. Затем идут 12 уроков по первой Мишне и Гемаре на нее из Шестой главы трактата "Бава-Мециа" Вавилонского Талмуда. К каждому уроку приложено два вспомогательных материала: (1) страница Талмуда с выделенным отрывком, который разбирается на уроке; (2) запись перевода изучаемого отрывка на русский язык – и параллельный конспект самых необходимых комментариев (тоже по-русски). Читать дальше | |
Ответ на одиннадцатый штикл ("Имена")24 января 2012 года, Гади Поллак
Итак, свершилось. Наконец-то приз достался редакции. Что, впрочем, неудивительно: задача (а именно - составить штикл) на этот раз была поставлена почти невыполнимая (хотя сам ответ - достаточно несложен). Тем более, что не было представлено никаких подсказок и намеков. Облобызав приз, в смешанных чувствах, редакция села писать ответ. Читать дальше | |
Имена. Штикл21 января 2012 года, Гади Поллак
Есть много объяснений и комментариев на знаменитую гмару в Бава Меция 59,б. Я хотел бы предложить Вам, дорогой читатель, свое собственное объяснение, основанное на... именах участников спора. Но сначала, как у нас здесь повелось - я дам Вам шанс заработать приз.
Итак, вопрос: Читать дальше | |
Занять место для друга24 сентября 2011 года, Рав Реувен Пятигорский В виде эксперимента предлагаю пост, который на самом деле постом не является. А представляет собой всего лишь частный случай еврейского закона. Предупреждаю, текст нелегок, но тема актуальна. Что видно уже по "географии" применения: автобус, столовая, очередь в приемной президента, обочина поля в древней Иудеи, современный магазин на Манхетене и пр. Читать дальше | |
Страшилище и раввин4 июля 2011 года, Рав Реувен Пятигорский История по-настоящему страшная. Я не завлекаю читателей, а сообщаю правду. Судите сами. Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, лист 20, первая страница листа. Раби Элазар бен раби Шимон ехал верхом на осле, держа путь вдоль красивой реки. Возвращался домой от своего учителя и поэтому был полон радости после урока Торы. Повстречал уродливого человека (написано мехуар, что означает предельно некрасивый). Тот поздоровался с раввином – но последний ему ничего не ответил. Только воскликнул: ну и урод! И добавил: в твоем городе все такие уроды? Читать дальше | |
Когда, кого и как упрекать или откуда берется Алаха27 марта 2011 года, Рав Арье Лейб ПРЕДИСЛОВИЕ Читатель Racional спрашивает--"выходит что упрекать можно только очень близкого и знакомого человека, так ведь? а незнакомого человека скажем в шабат нельзя просить не работать". Очень Вам благодарен за этот вопрос, поскольку он меня заставил поглубже рассмотреть тему "мицват тохаха" (обязанности поправить другого еврея). Тем читателям, которые хотят сразу получить ответ на этот вопрос, предлагаю проскочить в самый конец статьи. Но должен вас предупредить--вы обнаружите, что правил очень много, и непонятно, откуда они взялись. Это естественно
Читать дальше
| |
Пропала книга24 марта 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Цикл: "Законы Талмуда и наша жизнь". Тема: ответственность за чужие вещи, взятые на хранение. Об особенностях темы – чуть ниже, а пока ситуационная история, на примере которой мы посмотрим, как подходит Тора к данной проблеме. Десятилетний мальчик взял в местной (или школьной) библиотеке новую книгу. Дома, кроме мальчика, ту же книгу прочла его мама. Через две недели ребенок пошел в библиотеку, чтобы поменять ее на другую. По дороге встретил приятелей, заигрался, а когда хватился книги, то обнаружил, что она пропала. Теперь заведующая библиотекой требует от родителей ребенка вернуть стоимость книги. Обязаны ли они – согласно закону Торы – платить? Читать дальше | |
Бавли и Йерушалми(1)23 февраля 2011 года, Александр Красильщиков (Санедрин,24,1) «Сказал раби Ошайя: о чём это говорится в книге пророка Захарии /глава 11/: «…И взял Я Себе два Посоха – один из них я назвал «приятность», а другой – «губители»…» «Приятность» – это Мудрецы Земли Израиля, что доброжелательны друг к другу, а «губители» – Мудрецы Бавеля /Вавилона/, непримиримые в выяснении Закона…» Объясняет РаШИ: в отличие от Мудрецов Вавилона, в пылу спора употребляющих порой грубые слова, гневающихся один на другого, Мудрецы Земли Израиля ведут вежливый диалог, совместно изучают источники, мягко поправляют один другого, а совместный вывод выносят на общее обозрение. Но «Июн Яков» /Бава Меция,33/ объясняет, что «грубость» Мудрецов Вавилона кажущаяся. Столь, на первый взгляд, непримиримое отношение друг к другу диктуется желанием до предела обострить умственное восприятие оппонента и тем самым достичь наилучшего результата, тогда как в Эрец Исроэль этого не требовалось, поскольку сам воздух Святой Земли способствует усилению мыслительного процесса… Почему, - спрашивает Мааршо, в приведённом отрывке - Мудрецы уподобляются «посохам»?В книге пророка Захарии, из которой взята цитата, народ Израиля уподоблен стаду, а Всевышний – Пастуху. Как пастух направляет стадо посохом и называет этот посох «сторожем» и «учителем», так и жизнь народа Израиля направляется Мудрецами Торы. Возможно, добавляет Бен Йеоядо, что термин «посох» употреблён, в связи с его ролью как опоры при ходьбе, то есть, своеобразной третьей «ногой»
Читать дальше
| |
Реклама Гемары9 февраля 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Привожу образец минималистских переводов Гемары. Отрывок из Макот 10. Если кому надо для учебы, сообщите – могу выслать. Есть немного Брахот, Макот, из Кидушин, разное из Бавот, начало Санедрина. Ряд легких условий. Главное - занятия в группе, с учителем. Ибо предлагается не самоучитель, а пособие для уроков и повторения. Читать дальше | |
Ответ воложинского ешиботника1 сентября 2010 года, Гади Поллак Поздравляем rukhiich (я так понимаю, в прошлом гильгуле - Нафанаил Рухимович) с правильным ответом. Несмотря на то, что правила были слегка нарушены (мы должны были пользоваться только текстом гмары, а не мефоршим - в таких условиях был молодой человек из Воложина).
Ну, а теперь - правильный ответ: Читать дальше |