Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ответ на одиннадцатый штикл ("Имена")

24 января 2012, 01:53

Отложить Отложено

 

 

Итак, свершилось.

Наконец-то приз достался редакции.

Что, впрочем, неудивительно: задача (а именно - составить штикл) на этот раз была поставлена почти невыполнимая (хотя сам ответ - достаточно несложен). Тем более, что не было представлено никаких подсказок и намеков.

Облобызав приз, в смешанных чувствах, редакция села писать ответ.

 

Предисловие для тех, кто не совсем в теме

 

Имя в иудаизме - это не просто название объекта. Это его внутренняя сущность.

Это касается как названий предметов и явлений, так и имен человеческих.

Имена танаим - не исключение.

Некоторых из них мишна и гмара называют просто по имени, полученному при рождении, некоторых - по названию их профессии, некоторых - по месту жительства, а некоторых - по прозвищам. Но во всех случаях - имя, упомянутое в Талмуде, указывает на концепцию учения данного учителя.

Об этом говорит, в частности, рабейну Цадок а-Коэн.

Примеры:

Йеуда, сын Якова, был самым сильным из родоначальников колен, ему принадлежит царская власть. Но основа его силы - не мышечная масса, а сила слова (ויגש אליו יהודה). Соответственно - раби Йеуда назван "главой всех ораторов".

Шамай назван по имени своей профессии, его настоящего имени мы не знаем. Это название не только означает "оценщик", но и намекает на суть его учения (которое придерживается самых строгих правил): алаха, которую он преподает, релевантна "там" (в небе) - без учета на поправки, которые диктует наш, низший из миров.

Нет ни одного таны по имени "Моше", потому что это имя означает всю Тору - из края в край. В то время, как каждый из танаим, представляя какой-либо один аспект Учения, является лишь частью "общего Моше". Именно поэтому, когда один из них согласен с доводами другого - он выражает это фразой "Моше хорошо сказал"(называя товарища по имени Моше).

 

 

А теперь - ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

 

За весь период еврейской истории были две концепции соблюдения законов Торы:

 

1. До того, как она была получена на Синае (то есть, когда она еще была "на небе").

2. После того, как она была получена (то есть, когда она уже стала "не на небе").

 

Первый вид исполнения Закона олицетворяет Авраам (который, согласно Талмуду, исполнял всё, вплоть до эрува).

Второй вид олицетворяет, естественно, Моше (который, собственно, и "спустил" для насТору).

 

Но, обратите внимание - так же, как нет ни одного таны по имени Моше, точно так же нет ни одного по имени Авраам.

Потому что эти имена олицетворяют всю Тору, а учение танаим, как мы уже сказали, представляют собой ее отдельные аспекты. И каждый из танаим является лишь учеником Моше или Авраама.

 

А теперь - внимание:

 

Учеником Авраама (концепция "до") был его управляющий, Дамесек Элиэзер (о котором сказано, что он "черпает и поит из Торы своего учителя").

Соответственно, тана, который представляет Закон, существующий "на небе" - это раби Элиэзер. И его правоту доказывает "Бат Кол" (что естественно - ведь там, откуда он исходит, алаха именно такая).

 

Учеником Моше (концепция "после") был Йеошуа бин Нун (о котором сказано, что он "не отлучался из шатра" учителя).

Поэтому, раби Йеошуа - это именно тот, кто противостоит раби Элиэзеру, напоминая, что Тора уже получена ("не на небе она"), а значит - алаха устанавливается здесь, на земле (согласно правилам, полученным вместе с Торой).

И именно поэтому никакой "Бат Кол" нам не указ.

 

Всё.

 

Большое спасибо всем участникам.

 

Теги: Штикл