Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Бавли и Йерушалми(1)

23 февраля 2011, 12:05

Отложить Отложено

(Санедрин,24,1)

 

«Сказал раби Ошайя: о чём это говорится в книге пророка Захарии /глава 11/: «…И взял Я Себе два Посоха – один из них я назвал «приятность», а другой – «губители»…» «Приятность» – это Мудрецы Земли Израиля, что доброжелательны друг к другу, а «губители» – Мудрецы Бавеля /Вавилона/, непримиримые в выяснении Закона…»

 

Объясняет РаШИ: в отличие от Мудрецов Вавилона, в пылу спора употребляющих порой грубые слова, гневающихся один на другого, Мудрецы Земли Израиля ведут вежливый диалог, совместно изучают источники, мягко поправляют один другого, а совместный вывод выносят на общее обозрение.

 

Но «Июн Яков» /Бава Меция,33/ объясняет, что «грубость» Мудрецов Вавилона кажущаяся. Столь, на первый взгляд, непримиримое отношение друг к другу диктуется желанием до предела обострить умственное восприятие оппонента и тем самым достичь наилучшего результата, тогда как в Эрец Исроэль этого не требовалось, поскольку сам воздух Святой Земли способствует усилению мыслительного процесса…

 

Почему, - спрашивает Мааршо, в приведённом отрывке - Мудрецы уподобляются «посохам»?

В книге пророка Захарии, из которой взята цитата, народ Израиля уподоблен стаду, а Всевышний – Пастуху. Как пастух направляет стадо посохом и называет этот посох «сторожем» и «учителем», так и жизнь народа Израиля направляется Мудрецами Торы.

 

Возможно, добавляет Бен Йеоядо, что термин «посох» употреблён, в связи с его ролью как опоры при ходьбе, то есть, своеобразной третьей «ногой».

Назначение посоха – направлять или бить. То же самое и Мудрец: удостоился – Тора для него жизненный эликсир, Книга Жизни, но если нет – смертельный яд.

Наши Праотцы, Авраам, Ицхак и Яков были пастухами, в прямом и переносном смысле, добавив к понятию «посох» характерный для каждого из них штрих: Авраам – милосердие, Ицхак – мужество, а Яков – благородство.

 

Тора, уподобленная посоху, также обладает этими тремя гранями: Хумаш - Письменная Тора -  соответствует мере Авраама – Милосердию, Мишна – мужеству Ицхака, а Гемара соотносится с благородством – отличительной чертой Якова.

Мудрец, изучающий Тору, обязан всё это в себя вобрать.

 

«Эти качества связаны и со «столпами», поддерживающими существование Мира: Торой, Молитвой /жертвоприношением/ и милосердными поступками. И всё это связано с качествами праотцев и присуще Мудрецам Торы.

 

Изучение Торы включает в себя все три составляющие. В том числе и жертвоприношения, поскольку в наше время, читая отрывок о принесении жертв в Храме, человек словно возносит их наяву. А милосердие проявляется уже в том, что занимаясь Торой, Мудрец извлекает «искры святости», заключённые в темницах материальных оболочек. И это касается самых разных сторон жизни.

 

Эти «искры», погружённые в духовную нечистоту, с полным правом можно назвать «несчастными» и «бедными». Отпуская их к Источнику, Мудрец совершает истинное добро, и нет большего Милосердия, чем это.[1]

 

Но почему Мудрецы Земли Израиля названы словом «приятность» - в единственном числе, - тогда как Мудрецы Вавилона, обозначены словом «губители» - во множественном?

«Посох» Земли Израиля назван «приятностью» за сердечность в отношении Мудрецов друг к другу, а «посох» Вавилона – «губители» - за непримиримость.

 


 

[1] Бен Йоядо

Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда