Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Налоги и налогообложение

Налоги как обязательные платежи в пользу государства впервые появились у евреев после помазания на царство царя. Начиная с эпохи Талмуда и до наших дней в диаспоре действует выведенное мудрецами Талмуда правило: «закон государства — закон», в соответствии с которым евреи обязаны платить налоги тех стран, в которых они проживают.

Оглавление

Налоги во времена Танаха [↑]

Общеизвестно, что никакое государство не может существовать без налогов. Но так было не всегда, и о «дани» или «налогах» мы читаем в Пятикнижии лишь применительно к Египту: сначала — о том, как фараон поставил над евреями «данщиков», уполномоченных по трудовым повинностям и налогам. Как сказано: «И поставили над Израилем налоговых начальников, чтобы притеснять его своими тяжкими трудами» (Шмот, 1:11). А потом — как Йосеф в том же Египте установил 20-процентный налог для крестьян: «И установил это Йосеф законом до сего дня на земле Египта: [давать] Паро пятую часть» (Берешит 47:26).

У самих же евреев, вплоть до помазания первого царя, такого явления, как налог, не существовало. Еврейские законы о десятине, цдаке и труме гарантировал обеспечение нужд бедняков и коэнов, и в отсутствие государственного аппарата потребности взымать налоги просто не возникало.

В Книге Шмуэля рассказывается о том, как старейшины стали требовать у Шмуэля, чтобы он поставил над народом царя, а тот в подробностях описал им, сколько бед им придется от царя терпеть, в том числе, что царь «от посевов ваших и виноградников ваших возьмет десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим» и «возьмет он десятую часть мелкого скота вашего (Шмуэль I, 8:15 и 17)».

В дальнейшем царь Шломо, как описывается в Мелахим I (4:7), разделил царство на 12 административных округов, каждый из которых был обязан обеспечивать двор всем необходимым в течение одного месяца в году. Кроме того, царь Шломо назначил и ответственного за налоги — им стал некий Адонирам, сын Авды.

После того, как был воздвигнут Храм, появились особые налоги на нужды Храма, которые поступали в царскую казну. Причем коэны и левиты от этих налогов были освобождены, о чем также пишет и Эзра, занимающийся восстановлением Храма после Вавилонского изгнания: «А вас извещают, что на всех священников и Левитов, певцов, стражей ворот, подданных и служителей этого храма Б-жьего не разрешается возлагать налоги, подушную подать и дань (Эзра 7:24)».

Тема налогов в Талмуде [↑]

В Талмуде обсуждаются два вида налогов: налоги, которыми местные еврейские власти облагают членов своих общин, и налоги, налагаемые на еврейское население центральной властью.

Жителя города могли обязать внести денежный взнос на сооружение и ремонт городских стен и ворот, системы водоснабжения или дренажа, на строительство молитвенного дома, приобретение свитков Торы и книг пророков, оплату городской стражи, а также на покупку одежды и продовольствия для бедняков.

Основными критериями в распределении налогового бремени были материальное положение налогоплательщика и степень его личной выгоды от того, на что собираются средства.

Например, при постройке городской стены «бедняк, живущий ближе к стене, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий дальше от нее, а богач, живущий дальше от стены, должен уплатить больше, нежели бедняк, живущий ближе к ней» (Тосафот Бава Батра 76 и др.).

Мудрецы Торы освобождены от уплаты налогов [↑]

В трактате Бава Батра (7 б) сказано, что мудрецы изучением Торы оберегают город от врагов и поэтому не обязаны платить налоги на охрану города (например, на строительство городской стены, на стражу и т.п.). И таково постановление Шулхан Аруха (Йорэ Дэа 243, 2).

А в «Кицур Шулхан Арух» (144:6) написано так: «Если человек считается мудрецом в своем поколении, то есть может рассуждать о Торе и самостоятельно разобраться в большинстве мест Талмуда и сочинений законоучителей, и Тора — его основное занятие в жизни, даже если он немного занимается и ремеслом или торговлей, чтобы заработать на пропитание своей семье, а не для того, чтобы разбогатеть, и во всякий час, свободный от дел, он занимается Торой — согласно букве закона, он освобождается от всех налогов, даже если он богат. И даже подушный налог жители его города должны платить за него. И все здесь зависит от мнения уважаемых людей города».

Дина де-малхута [↑]

Алахические авторитеты Вавилонии по отношению к персидским властям руководствовались принципом дина де-малхута дина (закон государства — закон).

Иным было отношение законоучителей Эрец-Исраэль к уплате налогов римским властям. Римляне были чужеземными завоевателями, которые грабили еврейский народ непомерными податями. Поэтому алаха разрешала в тот период уклонение от уплаты налогов в пользу римской казны.

Еврейских сборщиков податей (габбаев и мохсим) люди считали грабителями, их свидетельство не принималось судом, они не могли быть судьями и их благотворительные пожертвования отвергались (Бава Кама 10:1; Санхедрин 25б).

С течением времени оппозиция римским властям стала менее острой, и алахот, позволяющие уклонение от уплаты налогов, стали интерпретироваться как применимые лишь в случаях беззаконных поборов, то есть лишь тогда, когда не прилагается правило дина де-малхута дина. Уклонение от уплаты налогов стало строго возбраняться, а сборщики налогов уже не рассматривались как грабители.

После падения Иерусалима и разрушения Храма римляне ввели особый еврейский налог, с тем чтобы те две драхмы, которые каждый еврей вносил добровольно на нужды Храма, теперь в принудительном порядке изымались и шли на нужды капища Юпитера Капитолийского. Дальше эту «традицию» переняли в средневековой Европе, где специально для евреев вводились дискриминационные унизительные налоги.

Налоги и лояльность к государству в диаспоре [↑]

В наши дни, так же как и во времена Талмуда, еврейский Закон обязывает человека вести свои дела не только в соответствии с заповедями Торы, но и в соответствии с законами данной страны — дина де-малхута. Все экономические и социальные законы государства, не направленные исключительно против евреев, надо выполнять. Еврей должен стараться быть добросовестным гражданином. Нарушение законов государства, в конечном счете, не дай Б-г, может привести к осквернению имени Вс-вышнего, если общественность узнает о том, что евреи уклоняются от уплаты налогов.

Традиция этой политической лояльности берет своим истоком написанное в книге пророка Ирмияу (29:4-7): «Так сказал Г-сподь В-инств, Б-г Исраэля, всем изгнанникам, которых Я изгнал из Йерушалаима в Бавэль. Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их. Берите [себе] жен и рождайте сыновей и дочерей, и берите жен сыновьям вашим, и дочерей своих выдавайте замуж, и пусть рожают они сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не убавляйтесь. И просите мира [для] того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».

Однако если правительству страны присвоен статус мемшелет а-шмад, т.е. статус правительства, выступающего за уничтожение еврейской общины и ее обычаев, и общине, и отдельным евреям приказывается покинуть страну проживания как можно быстрее и искать «более зеленые пастбища», о чем пишет Рамбам в своем письме к евреям Северной Африки и Испании. Законам такого государства евреи подчиняться не обязаны и налогов платить не должны.

При этом в любой стране евреям не возбраняется по возможности использовать предусмотренные законом льготы, позволяющие уменьшить размер налогов.

Выводить материалы