Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В США, если я даю беспроцентную ссуду, налоговая не имеет права верить, что процентов не было...

8 марта, темы: Проценты, Рибит, Гмах, Деньги, Еврейский закон, Рав Яков Шуб, Долги, Налоги

Отложить Отложено

По Закону о налогообложении в США, если я одалживаю деньги под проценты, проценты являются прибылью, облагаемой налогом. Даже если я даю беспроцентную ссуду, налоговая не верит и требует, чтобы подсчитали по минимальному проценту (2,5-3.5%). И, даже если в действительности процентов не было, налоговая не имеет права верить. Если я одолжу без подачи в IRS (Internal Revenue Service — Налоговая служба США) и это станет известно, это рассматривается как нарушение и уклонение от уплаты налогов. Вопрос: имею ли я дать право дать гмах еврею и попросить, чтобы он компенсировал то, что я должен буду заплатить в налоговую?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Что касается непосредственно Вашей ситуации, еврейский Закон обязывает человека вести свои дела не только в соответствии с заповедями Торы, но и в соответствии с законами данной страны — дина дэ-малхута. Поэтому, если необходимо, следует проконсультироваться со специалистами по налогообложению, как поступить, чтобы не нарушить американский закон. Более того, нарушение законов государства, в конечном счете, не дай Б-г, может привести к осквернению имени Всевышнего, если общественность узнает о том, что евреи уклоняются от уплаты налогов.

С точки зрения еврейского Закона вопрос заключается в следующем: может ли займодатель потребовать, чтобы заемщик оплатил расходы, которые появились у займодателя в результате выдачи ссуды. Давайте немного проясним, что имеется в виду. Как известно евреям запрещено брать друг у друга ссуды и ссужать деньги под проценты, это так называемый запрет рибита. В качестве запрещенного рибита могут выступать не только деньги, но и другие услуги, которые должник предоставляет займодателю как результат того, что он получил ссуду.

В общем, расходы и убытки займодателя, связанные со ссудой, можно разделить на три категории:

1. Расходы на то, чтобы выдать ссуду должнику, — их разрешено взимать с должника.

2. Убытки, которые займодатель несет в результате того, что он дал ссуду. Их запрещено взимать с заемщика, если тот вернул деньги вовремя. Например, если в результате того, что займодатель дал деньги взаймы, у него не было возможности оплатить какой-либо счет, за что он получил штраф, запрещено взимать сумму этого штрафа с заемщика. Но те расходы, которые займодатель понес в результате того, что заемщик не вернул ссуду вовремя, разрешено взыскать с заемщика.

3. Доходы, которые займодатель мог бы получить, если бы не дал деньги взаймы, запрещено взыскивать с должника. Например, если до истечения срока ссуды займодателю подвернулась выгодная сделка, но у него не было свободных средств, чтобы заключить ее, из-за того, что он дал деньги в долг, он не взыскивает прибыль, которую мог бы получить от несостоявшейся сделки, с должника.

Что относится к первой категории расходов займодателя — расходов на то, чтобы выдать ссуду заемщику? — Например, расходы на адвоката, который оформляет договор о предоставлении ссуды, оплата банковских услуг по выдаче ссуды, страховка ссуды и т. п. В Талмуде (Бава Батра 168а) сказано, что заемщик должен оплатить расходы на писца, который пишет договор (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 39:17).

Как сказано, расходы этой категории разрешено взыскивать с должника, это не нарушение запрета взимать проценты, т. к. займодатель не получает от этого никакой выгоды (Нэтивот Шалом 170:1, 21; Брит Пинхас 6:1-3). Поэтому в Вашем случае, если невозможно дать ссуду, не заплатив на это налог, сумму налога можно отнести к первой категории расходов займодателя — расходов на то, чтобы выдать ссуду заемщику.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Добрые дела

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.


В 5708-м году от Сотворения мира (1948-й г.) управление частью Эрец Исраэль вернулось к представителям еврейского народа, после 1884 лет изгнания, преследований, унижений — и ожидания избавления. Это произошло через 3706 лет после того, как Эрец Исраэль была обещана нам Всевышним, который Своей властью наделяет народы землями. Обещание это было частью союза, заключенного Им с праотцом Авраамом (Брит бейн а-бетарим, «Союз между рассеченными частями»). Читать дальше