Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ки тиса, Шаббат Пара

03 марта 2010, 11:51

Отложить Отложено

Еврейский центр "Шма Исраэль", Бейт Шемеш

Истина  не лежит на поверхности. То, как  вещь выглядит на первый взгляд при  поверхностном рассмотрении, никогда  не бывает правдой. Народы мира убеждены, что евреи народ жадный, который  ради золотого тельца предал свой союз с Б-гом. На самом деле всё как раз наоборот, евреям было настолько важно сохранить свою связь с Б-гом, что они начали искать погибшему, как им казалось, Моше Рабейну замену, посредника, который бы выполнял его роль. Для этого они пожертвовали своими деньгами и драгоценностями чтобы материализовать силу, которая в отличие от Моше будет бессмертна, образ одного из служителей Б-га, который они видели на небесах во время Синайского Откровения. Так начался грех золотого тельца, который только в силу особой требовательности Всевышнего к нашему народу был засчитан как предательство и идолопоклонство.

      "И  поднялись утром, и вознесли  всесожжения, и принесли  мирные  жертвы и стали веселиться". В ешиве "Кирият Малахи" я  слышал хорошее объяснение к этой фразе. На примере золотого тельца Тора показывает нам этапы развития любого идолопоклонства, любого "изма". В начале, когда идея нова, ей приносят много жертв, ради неё жертвуют жизнью своей и чужой – "и вознесли всесожжения". Со временем, когда к идее привыкают, ей служат уже с гораздо меньшим энтузиазмом, всё больше начинают думать о себе и своих интересах – "и принесли мирные жертвы", "шломим" – мирная жертва – это жертва, часть которого идёт на жертвенник, а часть ест сам хозяин. Любой идол заканчивает свою судьбу тем, что превращается в пустой лозунг, на которого уже почти не обращают внимание, как телец, который стоит в стороне, а вокруг все "гуляют" – "и стали веселиться".

      Праведник способен отменить обвинения, которые  нависают над еврейским народом и изменить решение Небесного Суда в нашу пользу. Поскольку у него есть заслуги перед Небесами и к его словам Там прислушиваются, то, что он скажет и попросит имеет особую силу. Мы видим, что в Торе Моше Рабейну неоднократно защищал и спасал своими словами наш народ, уговаривал Всевышнего проявить к нам милосердие и терпение. Добившись отмены приговора об уничтожении народа, Моше получил Свыше особый подарок: Тринадцать Атрибутов Милосердия. Это тринадцать принципов, которыми пользуется Всевышний, когда судит наш народ. Когда мы ведём себя с окружающими согласно этим принципам и называем их в молитве, мы задействуем их по отношению к себе. "Ашем, Ашем, Б-г Милосердный и Милостливый…" – Талмуд говорит, что два этих качества "Ашем" это милосердие до греха и милосердие после греха. Зачем нужно милосердие до греха, когда человек ещё ничего плохого не сделал? Святой Ор Ахаим говорит, что милосердие до греха необходимо человеку, у которого нет заслуг от выполненных заповедей и добрых дел. Ведь любое благословение приходит в мир только в ответ на службу человека Б-гу. А если по независящим от него причинам человек совершенно гол, у него нет Торы, мицвот, молитв и добрых дел, как он сможет существовать в мире? Для таких людей существует качество "Ашем" – Милосердие до греха.

      Б-жественный Суд абсолютно справедлив, наказание  необходимо для того, чтобы исправить  то, что испорчено и поломано. Милосердие не отменяет наказание, а  помогает получить его в более  мягкой и безболезненной форме. В Суде за грех золотого тельца Милосердие проявилось в том, что Всевышний разбил наказание на части, обещав добавлять его к наказанию за каждое последующее преступление. Сколько времени будет продолжаться эта выплата? Рабейну Бехаи приводит Мидраш, где есть несколько мнений на эту тему. Самый поздний срок, который там называется – это разрушение Второго Храма. Слушатели уроков рава Ицхака Зильбера זצ''ל рассказывали мне, что он приводил расчёт из какой-то книги, из которого следовало, что эта выплата закончилась с Первой Мировой Войной. Так, что по всем мнениям сегодня грех золотого тельца евреям полностью прощён.

      Один  из этапов подготовки к новому началу года, к месяцу Песаха Нисану – это Шабат Пара, когда мы читаем отрывок о мицве красной коровы. Это самая редкая мицва в Торе. За всю историю евреям удалось выполнить её только девять раз. Первый раз её исполнил Моше, и раствора пепла этой коровы хватило до конца периода Первого Храма. Второй раз эту мицву исполнили во времена Эзры и с тех пор за 420 лет существования Второго Храма её выполняли ещё семь раз. Десятый и последний раз её должен исполнить Машиах, после чего нам обещано, что нечистота и смерть совершенно исчезнут. Раствор пепла красной коровы даёт редкую внутреннюю чистоту, условие необходимое для достижения мудрости и святости. Рабби Хаим Виталь זצק''ל זי''ע говоря о том, что умел и знал его учитель святой Аризаль, пишет, что у него нет никакого сомнения, что всего этого Арии достиг благодаря тому, что нашёл и очистился раствором пепла красной коровы. Дай Б-г, чтоб мы стали чище, праведней и мудрее!

      На  следующей неделе, 21 Адара, юрцайт святого  праведника, Учителя всего Израиля, Ребе рабби Элимелеха из Лиженска, автора книги "Ноам Элимелех" זצק''ל, זי''ע. Рабби Элимелех перенёс свет хасидизма в Польшу и Галицию, где он превратился в основную форму еврейства, так что сегодня львиная часть верующего еврейства, все, имеющие польские или галицийские корни являются учениками его учеников. Талмуд говорит о праведнике рабби Хонине бен Доса, что "весь мир питается благодаря (бишвиль) Моему сыну Ханине". Святой Бааль Шем Тов объяснял, что "благодаря – бишвиль" происходит от слова "швиль" – "дорога". Цадик создаёт "швиль" – канал, по которому благословение спускается в наш мир. Рабби Элимелех вылечил, спас, благословил, избавил от беды и нужды тысячи евреев. Особенно он был известен своей силой возвращать к тшуве. Однажды его старший брат рабби Зуся из Аниполя זצק''ל, זי''ע прислал ему еврея с целым списком грехов, чтобы рабби Элимелех помог ему сделать тикун – исправление. Рабби Элимелех велел дать еврею усиленное питание и через несколько дней прийти к нему. Когда тот пришёл, Ребе рассказал о мерзости греха и тех разрушениях, которые он делает человеку и миру. После этого они вместе открыли сидур и прочитали слово "ашамну", первое в Исповеди. Еврей почувствовал сильную боль  и потерял сознание. У него началась высокая температура, и более недели он провёл в постели. Когда он пришёл в себя, и его укрепили несколько дней усиленным питанием, он пришёл второй раз, и они прочитали с Ребе ещё слово из Исповеди. После этого он опять тяжело заболел. Так эта  пытка продолжалась много месяцев пока они не прочитали всю Исповедь в сидуре. Измученный, но счастливый еврей смог поехать домой, для него начиналась новая жизнь.

      Книга "Ноам Элимелех" является средством от осложнений во время беременности и при родах. Поэтому этих книг много в женских и родильных  отделениях больниц. Выпускают даже специальные карманные издания этой книги для того, чтобы удобно было её положить в карман, или под подушку.

Агит шабос.

Яков Доктор

Теги: Недельная глава, Ки тиса, Красная корова, Пара адума