Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина

Религиозное и светское принуждение: вместе или врозь?

Отложить Отложено

Тема «религиозного принуждения» чуть ли не так же остра, как вопросы о работе харедим или об их призыве в армию. Живите себе, как хотите, в своем «средневековом гетто», но нам-то зачем навязываете свой образ жизни?

Ой какой хороший вопрос! Что же тут ответить?

Кое-что все-таки можно.

Если рассмотреть конкретные больные вопросы в отношениях харедим и остальных израильтян, то обнаружится, что они бывают двух типов.

Первый: почему харедим обособляются и по факту образуют «государство в государстве» со своими собственными правилами и законами? В нашу армию не ходят, а ходят в свои ешивы. «Не работают», как мы, и не платят налоги в нашу казну. Не преподают в школе те же предметы, что мы считаем необходимыми. Не встают при сирене в День Памяти, не уважают наши святыни.

Второй: почему харедим навязывают всем свои религиозные обычаи и занимаются «религиозным принуждением»? Настаивают на закрытии бизнеса и остановке транспорта в Шабат. На том, чтобы браки и разводы, и похороны были именно еврейские религиозные, а не гражданские.

Так вот, можно спорить по поводу каждого из этих вопросов, но заметим: эти претензии по сути противоположны.

Первый тип - требование единства: мол, надо, чтобы харедим соблюдали наши правила и законы с нами, а они обособляются и заявляют, что некоторые важные правила для них неприемлемы. Как они смеют уклоняться, вести себя так, будто наши законы для них не писаны, а только свои! Хотя тоже являются гражданами нашего государства - а это не только права, но и обязанности.  Вообще, не хотят быть с нами, разделять с нами все радости и печали израильской жизни, нести общее бремя. Мы должны быть единым народом!

Второй тип - наоборот, харедим настаивают на единстве! Чтобы мы соблюдали их религиозные законы вместе с ними. Но для нас некоторые из тех законов неприемлемы. Как они смеют навязывать и принуждать, делать всю страну теократической, как их общество! Для нас их законы не писаны, у нас свои, имеем право поступать так, как считаем нужным!

Понятна ситуация?

Если второй тип проблемы - «религиозное принуждение», то почему первый - не «светское принуждение»?

- То есть как, «светское принуждение»?! Да разве мы такие плохие, чтобы насильно кому-то что-то навязывать? Мы просто хотим единства со своими братьями, поймите же!

Вот, давайте все поймем друг друга! «Религиозное принуждение» - это то же желание единства народа и попытка его достичь, какое видим и со стороны светских евреев. Желание заниматься тем, что считаем святым и еврейским делом, вместе со всеми еврейскими собратьями, которых любим. Мечта о том, что они поймут и присоединятся. И глубокое беспокойство, что в противном случае произойдет раскол народа.

Именно в этом ключе следует трактовать все конкретные вопросы, включая самые больные.

Транспорт и бизнес в Шабат

Почему вы, навязывая всем свои обычаи, среди прочего, настаиваете на закрытии бизнеса и остановке транспорта в Шабат? Ведь просто мешаете жить тем, кто не верит в его соблюдение! Да и бьете в основном по бедным слоям населения, ибо у обеспеченных есть машины, и им никто не мешает ездить.

Да, это больной вопрос. Мы понимаем, что тот, кто не воспитан на уважении к Шабату, не понимает, почему его соблюдение превыше всего, будь то работа или какой-либо тип досуга.

Но поймите и нас: для еврейского народа, который более трех тысячелетий определялся именно Торой, Шабат - это один из столпов всей жизни. Еврейская страна, которая не соблюдает Шабат, - это как христианская страна, которая не отмечает Рождество. (Не говорим «как мусульманская страна, которая не соблюдает Рамадан». Молчим!) Или как демократическая страна, результат выборов в которой не признает один из кандидатов. Что же это за демократия такая?

А без Шабата - что это за еврейство такое?

Как выяснилось, мы согласны, что должны быть единой страной, с общими для всех законами и правилами. И, вроде, также согласны, что эта страна должна быть еврейской.

Но тогда Шабат - неотъемлемая часть того самого еврейства. Ничуть не меньше, чем пост в Йом Кипур или обрезание, которое соблюдают более-менее все.

Если же кто-то хотел просто Западную цивилизованную страну, без всяких еврейских религиозных заморочек - простите, но вы, похоже, не туда попали… Хотите Запад - вам известно, где его найти. Еврейское государство не может быть светским по определению. Еврейство - это жизнь по Торе, и никак иначе.

Другое дело, что полноценное соблюдение Шабата - это не просто воздержание от поездок или других работ и сидение без всякого дела. Поверьте, вовсе не это мы пытаемся всем навязать!

Настоящий Шабат - это день, наполненный вдохновением, воздержание от работ в который только помогает отрешиться от будничного мира и возвыситься над ним. Как, например, на особых приемах, на сеансах в театре, кино и т. п. требуют отключить телефоны - не как строгое ограничение, а чтобы не мешали погружаться в особую атмосферу. Атмосферу духовности, Торы, красивых молитв, а также трапез и задушевных разговоров в кругу семьи и близких, прогулок.

Поэтому, отмечая Шабат по-настоящему, даже не замечаешь, что тебе чего-то делать нельзя - как наслаждаясь тем же представлением или фильмом. Это день не запретов, а удовольствий! Которым мы наслаждаемся, на который приглашаем родных и близких, желая хорошо провести с ними время.

Именно этого мы и желаем своим собратьям, и приглашаем всех, кто не может отмечать Шабат у себя, делать это с нами. А там, глядишь, и познакомимся получше, поговорим по душам и построим то самое единство.

Гражданские браки и разводы

Почему, навязывая всем свои обычаи, среди прочего, запрещаете гражданские браки? Настаиваете на еврейских религиозных браках, под эгидой раввината. Ведь создаете столько проблем невинным людям!

Да, это тоже больной вопрос. Можно понять все трудности конкретных людей, и, возможно, нужно делать больше для решения их проблем.

Но факт остается фактом: религиозные евреи могут признать только религиозный брак. И, главное - религиозный развод. Без него женщину, расставшуюся с мужем и вышедшую за другого, придется считать как совершившую супружескую измену, и ее детей от того человека - незаконнорожденными. С которыми нельзя вступать в брак.

Поэтому признание государством гражданских браков по факту приведет к расколу еврейского народа надвое и отчуждение одной части от другой.

А ведь, как сказано, на том и основана большая доля претензий к харедим: обособляются и образуют отдельное общество. А мы должны быть единой страной, с общими для всех законами и правилами.

Но тогда и определение браков должно быть общим. Ради того самого единства. Да, за него надо платить, если оно важно.

Ну так решайте, что важнее: следовать общим правилам при заключении браков и разводов - или обособляться, устраивая свои гражданские браки и, таким образом, образуя свой, отдельный от других израильтян, народ?

И так далее, по всем пунктам «принуждения».

 

Так что тут одно из двух. Либо решаем, что мы действительно два разных народа. И тогда, да, без всякого взаимного принуждения. Кто хочет - может заключать гражданские браки и разводы, и продолжать всю будничную деятельность в Шабат. Но тогда пусть не жалуется, что кто-то другой может не идти в армию или на «работу», преподавать в своих школах то, что считает нужным, не соблюдать праздники, которые не считает своими.

Если же мы все-таки один народ - и не какой-нибудь, а еврейский, то, пожалуйста, соблюдайте Шабат, как евреи, и женитесь, и разводитесь, и хороните, как евреи. А что касается армии и ешив - да, есть о чем поговорить, среди прочего - объяснить, что ешивы - это такая же важная часть обороны еврейского народа от врагов, как армия. То есть - развеять неправильное впечатление, что мы не желаем разделять бремя с нашими еврейскими братьями.

Еще как желаем!

Теги: шаббат, Еврейская свадьба, Политика, суббота, Ортодоксальные евреи, Актуалия, Гет, единство еврейского народа, государство Израиль, Харедим, Взаимопонимание, Принуждение