Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как не верить лашон ара--продолжение

26 февраля 2012, 14:53

Отложить Отложено

 

 

 

В прошлый раз, мы с вами обсуждали, как помочь самому себе не верить лашон ара.  И очень часто это можно сделать подвергая сомнениям достоверность информации, которой нам не следует верить.  Это сравнительно легко и не требует таких больших внутренних усилий.

 Но все-таки иногда очень хочется поверить или истолковать услышанное «в отрицательную сторону», и нужно приложить большие усилия, чтобы справиться с естественным желанием верить и презирать. Что тогда? Как создать в себе мотивацию?

 

В теории, мы вообще не должны задавать таких вопросов. Как мотивировать себя выполнять заповеди Творца? И как не нарушать запретов, установленных Им? Как — очень просто! Если будешь выполнять — получишь награду. А не будешь — схлопочешь по шее. И все. Ведь награда даже за одну мицву — огромна, и то же самое относится к наказанию за нарушение.

 

Однако, человек — существо не полностью рациональное. Нам, чтобы заставить себя что-нибудь сделать, нужно не только понимать головой, но и чувствовать сердцем. Поэтому все Сифрэй Мусар уделяют большое внимание значению разных заповедей и тому, что человек может заслужить и в духовном, и в материальном плане, выполняя их. Об этом же говорит нам и Раби Йегуда а-Наси в Пиркей Авот (гл. 2, мишна 1): «Сравнивай убыток от мицвы с наградой за нее и выигрыш от греха с убытком (от греха)». То есть на практике , нам недостаточно просто думать: «Б-г сказал, значит, нельзя».

 

Кабалат лашон а-ра в этом отношение не отличается от других мицвот. Вот что пишет Хафец Хаим (Шмират а-Лашон, часть 1. гл. 12):

 

Тот, кто хочет обрести мир и спокойствие, должен следить за собой, чтобы не верить лашон а-ра. Потому что, кроме того, что за это есть страшное наказание, как сказали мудрецы: «Тот, кто верит лашон а-ра, заслуживает, чтобы его бросили (на растерзание) собакам», человек из-за кабалат лашон а-ра также приходит к ненависти, ссорам и склокам. Поскольку, раз он уже поверил, что то, что ему сказали, это правда (что кто-то сказал что-нибудь про него или сделал ему что-нибудь), ему уже почти невозможно удержаться от того, чтобы причинить боль своему обидчику или поссориться с ним. И, в конце концов, эти два человека становятся злейшими врагами, и каждый из них хочет проглотить другого и радуется его беде. И все это произошло оттого, что в начале один поверил злословию о другом...

 

А заслуги того, кто не принимает лашон а-ра, очень велики. Сказано о царе Израиля Йароваме бен-Йоаше, который с уважением относился к пророкам, что за это те народы, которые Б-г не отдал в руки Давида, отдал Он в руки Йаровама. Что за человек был этот Йаровам, которому удалось так расширить границы Израиля? Он был идолопоклонником. Но заслуга его была в том, что он не поверил лашон а-ра о пророке Амосе.

(Амос пророчествовал, что Израильское царство будет разрушено. Йароваму на него донесли, и еще прибавили: Амос пророчествовал, что Йаровам будет убит. И потребовали наказать пророка. Йаровам отказался, сказав: «Не говорил он этого, а если сказал, так это Б-г ему приказал, а не он сам»).

 

Мы знаем, что Б-г ведет себя с нами мида кэ-нэгед мида — точно так же, как мы относимся к другим, Творец относится к нам.

Если мы не принимаем дурные слухи и «отрицательную» информацию о других людях, точно так же на Небесах не принимают подобную информацию о нас, но оправдывают нас (см. лимуд зхут  http://toldot.ru/blogs/leib/leib_653.html).

 

Мне кажется, что это лучшая мотивация, чтобы не верить лашон а-ра. У нас всех есть в прошлом и даже в настоящем неблаговидные поступки и моменты, которых мы стыдимся. Если мы хотим заслужить снисходительное отношение Всевышнего к нам самим и нашим поступкам, то мы ОБЯЗАНЫ точно так же относится к другим. А если нет — то, как говорил царь Давид, им авонот тишмор а-Шем ...ми яамод («Если за грехами следить будешь, Господи… кто устоит?»).

 

 

Теги не заданы