Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

НЕМНОГО НЕ ПО ТЕМЕ — ПРОДОЛЖЕНИЕ

04 апреля 2012, 16:38

Отложить Отложено

 

Где-то месяц назад прислали мне из редакции Толдот Йешурун вот такой имейл:

 

«Уважаемый рав. Современные российские евреи в процессе тшувы, начиная выполнять законы кашрута, шабата, десятины, соблюдая количество и время молитв, вместе с тем продолжают вести себя в семье, как было привычно до тшувы — матерщинные слова, насмешки, высокомерное отношение к герам. При этом самым простым средством для них поддержать о себе хорошее мнение является — закрыть дом для посторонних. Это проблема многих. Прошу эту тему поднять».

 

 

 

 Насчет насмешек — смотрите здесь (http://toldot.ru/blogs/leib/leib_497.html и http://toldot.ru/blogs/leib/leib_526.html). Хотя мне кажется, что здесь жалоба не на, так сказать, интеллигентное чувство юмора и легкую (или не очень) иронию по отношению ко всему, а, скорее, просто на насмешки на уровне советской средней школы — ты что, тормоз, больной, псих, дурак, идиот и т.д. Ну, тут, как говорится, можно лишь развести руками. Такое поведение неприемлемо для нормального культурного человека, а тем более, для еврея, который хочет приблизиться к Творцу. Человек, который себя так ведет, похож просто на большое невоспитанное дитя (да, такие тоже, к сожалению, бывают). А взрослый, который ведет себя как ребенок, это, скорее, даже смешно или грустно. О таком поведении родственников моя прабабушка говорила: «Если б не мой был дурак, я бы тоже смеялась».

 

А теперь о высокомерном отношении к герим (принявшим иудаизм) или, например, к евреям по маме. Не знаю, насколько то, что я пишу, соответствует проблеме, о которой меня просили высказаться, но попытаюсь поставить себя на место еврея, вернувшегося к Торе в России, и представить себе, как бы работал мой йецер а-ра («дурное стремление») в этом случае. А к читателям просьба — сообщить мне, насколько мои мысли близки к действительности. Если они к ней совсем не имеют отношения — не обижусь, наоборот, буду вам благодарен за информацию.

 

Насколько я понимаю, эта проблема высокомерия по отношению к герим или к евреям, происходящим из смешанных семей, очень актуальна в бывшем СССР, потому что «чистокровных» евреев там осталось совсем мало, а геров (скорее всего, бывших «евреев по папе»), и евреев по маме там гораздо больше. В Израиле и в США тоже много таких людей, я сам лично знаю евреев (кто гер, а кто нет) с фамилиями Орлов, Шаповалов, Елисеев, Легутко, Маслов, а также Брэдли, Сильвестри и Мендоза, но мне кажется, что все-таки в России и т.д. это является правилом, а не исключением. И тут «чистокровный» еврей, вернувшийся к Торе, обнаруживает повод для гордости и высокомерия. Он (говорит ему йецер а-ра), выходит, аристократ на фоне всех остальных. И даже более того, всю жизнь еврейская фамилия и пятый пункт в паспорте были для него обузой, а тут выходит, что есть от еврейских родителей польза — можешь чувствовать себя лучше и выше других.

 

Как реагировать на такие проявления высокомерия окружающим, да и самому человеку, если он понимает, что это чувство неправильное?

Расскажу вам две хасидских притчи:

— Один Ребе (по-моему, р. Исраэль из Ружина) говорил, что йихус (происхождение, знатность) похож на энное количество нулей — если перед ними стоит единица, каждый ноль умножает единицу в 10 раз, а если нет — то нули так и остаются нулями.

— Один раз р. Йехиэль-Меир из Островец находился в обществе другого ребе, который происходил из очень знатной семьи и похвастался тем, что выучил очень много в доме своего отца. «Мой отец, — ответил ребе из Островца, — был простым пекарем и пек бублики. От него я выучил только одно: свежий бублик лучше черствого».

 

Происхождение — это хорошо, но, как отметил р. Исраэль из Ружина, только в том случае, если человек сам из себя что-нибудь представляет. И такой человек, скорее всего, не будет кичиться своим происхождением. А высокомерие — вернейший признак внутренний пустоты. Вот что пишет Рамхаль (Месилат Йешарим, гл 23): «Ясно, что количество высокомерия прямо пропорционально количеству глупости (эйн а-гаава мэцуя йотэр эла бэ-ми ше-сахаль йотэр)». А наши мудрецы сказали (Шабат 33а): «Признак высокомерия — убогость познаний в Торе». И еще сказали (Зоар, парашат Балак, 193б): «Признак полного невежества — похвальба». И еще (Бава Мециа 85 б): «Маленькая монетка в пустом кувшине сильно гремит (а в кувшине, полном монет, звона не слышно)».

 

Если человек высокомерно относится к герим или к другим евреям, чье происхождение «не дотягивает», — это верный признак бездуховности и пустоты. И ища таким образом почета в глазах окружающих, он, в конце концов, получит лишь унижение и позор.

 

Я несколько раз сталкивался с людьми, которые пытались компенсировать собственную несостоятельность и отсутствие самоуважения самоутверждением и наездами на других. Уважения они этим не добивались. В лучшем случае через некоторое время к ним устанавливалось снисходительное отношение, вроде как к Иванушке-дурачку.

 

Так что на таких людей лучше всего не обращать внимания. Жизнь их сама поставит на место.

Теги не заданы