Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как не верить лашон а-ра

13 февраля 2012, 11:27

Отложить Отложено

 

Слух дурной всегда звучит в устах кликуш, а к хорошим слухам люди не привыкли--говорят, что это выдумки и чушь.

                                                                                                                                                                                          --В. Высоцкий

 

 

Когда мы должны сделать что-то, что нам трудно сделать, или, наоборот, не должны делать то, что нам очень хочется сделать, иначе говоря, преодолеть трудности, то встает вопрос — как этого добиться? Так и с запретом кабалат лашон а-ра (запрету верить лашон а-ра) у нас возникает вопрос — как это сделать? Как его соблюсти? Мы привыкли верить, и естественная склонность человека — верить плохому. Как с этим бороться?

 

 

Решение проблемы можно разделить на два этапа. Когда нужно что-нибудь преодолеть, то, во-первых, нужно понимать, как это сделать, то есть, как облегчить себе эту задачу, а во-вторых, как побудить себя приложить необходимые моральные, а иногда физические усилия.

 

Давайте поговорим немного подробнее об этом. С одной стороны, мы знаем, что лэ-фум цаара агра — награда за соблюдение мицвот «назначается» в соответствие с усилиями, который человек приложил, чтобы выполнить мицву, и чем больше трудности, тем больше награда. С другой стороны, мы не должны создавать себе трудности, чтобы их потом преодолевать.

 

В качестве примера: соблюдать мицвот в Советском Союзе было, по меньшей мере, непросто. А обычно трудно, а иногда опасно. Поэтому и награда зa мицвот там была гораздо больше. Как сказал Рыбницкий Ребе раву Ицхаку Зильберу: «Тех мицвот, которые у меня были там, у меня уже нет». И, тем не менее, евреи, соблюдающие Тору, стремились уехать из Советского Союза. И об этом мы просим каждый день, читая Шахарит (утреннюю молитву): Аль тэвиэйну… лидэй нисайон — «не ставь нас перед испытанием».

 

Поэтому человек может и должен размышлять о том, как уменьшить трудности в соблюдении Торы. Кстати: естественно, здесь не говорится о поиске «облегченного варианта» Торы, поиске разрешений и послаблений (этэрим и кулот на иврите). Мы говорим лишь о том, что не следует затруднять исполнение мицвот. То же самое касается запрета кабалат лашон а-ра. Что нам нужно учитывать, чтобы легче было не верить лашон а-ра?

 

 

Испорченный телефон

 

Как мы знаем, люди часто не очень следят за точностью своей речи. Очень часто мы говорим как попало, не обращая внимания на детали и нюансы. И получается как в известном анекдоте (анекдот взят с сайта р. Элияу Эссаса):

 

Звонят на армянское радио:

— Правда ли, что Карапетян выиграл в лотерею автомобиль «Волга»?

— Отвечаем: правда, но с небольшими уточнениями. Карапетян действительно играл, но не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл. И не «Волгу», а пятьсот рублей. Но все остальные детали верны.

 

Bот так часто бывает и в жизни. Факт обрастает слухами, становится «общеизвестным», и вроде бы нельзя не поверить — ведь все так говорят.

 

 

Субъективная оценка

 

А еще бывает, что человек говорит о каких-то событиях уверенно, не оставляя сомнений, что так оно и есть, хотя на самом деле это часто лишь его субъективная или ложная оценка происходящего.

Вот вам пример из моей жизни (немного переиначенный):

 

Программист Саша решил, что уже перерос урок Талмуда, который дает раввин русской синагоги города Н-ска. После нескольких лет учебы он осознает, что ему хочется и нужно учить Тору глубже и интенсивнее, а урок, который дает рав, ориентирован на начинающих, да и публика иногда не очень серьезная приходит. Саша делится своими мыслями с некоторыми знакомыми по синагогe, и они решают, что, может быть, им следует подумать об организации и спонсировании нового, более продвинутого урока. Однако Саша понимает, что сначала нужно поговорить с равом, посоветоваться с ним и получить его разрешение на организацию этого урока. Рав одобряет Сашину идею и даже советует ему, где найти преподавателя. Саша собирает деньги, приглашает рава из соседнего города, организует урок и т.д. Все идет хорошо...

 

На следующий день после открытия нового урока Рабинович разговаривает с Борей Коганом и говорит ему: «Посмотри, какой ловкий Саша. Организовал урок, притащил нового рава, а что будет с нашим равом? Почему он подрывает его авторитет? Он, скорее всего, хочет собрать своих друзей, позвать нового рава, а потом отделиться и уйти он нас. Неужели наш рав не знает достаточно Торы, чтобы Саша у него учился? Нет, здесь наверняка что-то глубже...»

 

 

Рабинович утверждает уверенно, подкрепляя свою оценку ситуации приобретенным за многие годы жизненным опытом.   Когану трудно не верить ему--он же вроде солидный человек, не может быть, что он настолько ошибается.  А на самом деле, конечно может быть.  Мы все встречались в нашей жизни с людьми, которые могли уверенно говорить о любой теме как специалисты, и в тоже самое время совершенно не разбираться в том, о чем они говорят.  А даже в тех случаях, когда человек действительно обладает определенным опытом, который дает ему возможность правильно оценить ситуацию, не факт, что он это сделает.

 

Но все-таки иногда очень хочется поверить или истолковать услышанное «в отрицательную сторону», и нужно приложить большие усилия, чтобы справиться с естественным желанием верить и презирать. Что тогда? Как создать в себе мотивацию?

 

 

 

Теги не заданы