Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрет кабалат лашон а-ра — почему?

23 января 2012, 15:20

Отложить Отложено

 

Вопрос о смысле (таамэй) мицвот неоднозначен. С одной стороны, мицвот представляют сэхел элока (Б-жественный разум), и поэтому нам они по определению не могут быть до конца понятны. С другой стороны, мы можем и даже обязаны пытаться понять, какую цель преследует двар а-Шем (слово Б-га).

  

Очень яркую иллюстрацию этого принципа я слышал от одного из моих учителей, который, в свою очередь, цитировал р. Элью Лопьяна (1872-1970, Литва-Англия-Израиль), одного из выдающихся баалей мусар (не знаю, как перевести это словосочетание, если кому-то непонятно, могу в комментах объяснить подробнее) прошлого столетия.

 

Р. Элья обращает внимание на странный отрывок в парашат Вайеце. Получив приказ от Б-га вернуться в Эрец-Исраэль, Яаков сообщает об этом своим женам, Рахели и Лее. Их реакция очень необычна (перевод мой): «И ответила Рахель (и Лея), и сказали — разве есть у нас до сих пор доля и наследство в доме нашего отца? Разве не обошелся он с нами, как с чужими, ибо продал он нас, а также проел все наши деньги! Ведь все богатство, которое спас Б-г от (рук) нашего отца, — наше это и наших детей. А теперь все, что сказал тебе Б-г, делай» (Брешит, 31:14-16).

 

Присмотримся повнимательнее. Что здесь происходит? Рахель и Лея, великие праматери еврейского народа, заняты расчетом своих «шкурных» интересов. Здесь нам ничего не заработать. Или, выражаясь словами известного русского поэта прошлого века, ”мол, видишь сам — тут больше нечего ловить”. А раз так, то слушай Б-га.

  

Согласитесь, слова, логика которых подходит водителям МАЗов, очень странно звучaт в устах Рахели и Леи. Неужели только из-за того, что они думают, что им невыгодно оставаться с Лаваном, они готовы выполнить приказ Вс-вышнего?

 

Однако, говорит р. Элья Лопьян, отсюда следует совсем другой урок. Как подходить к выполнению заповедей? С позиций слепой веры — Б-г сказал, значит делаю? Или с позиций «разума»: понимаю — делаю, не понимаю — не принимаю? Естественно, второй вариант совершенно, абсолютно неприемлем. «Понимаю — принимаю» — это идолопоклонство, обожествление человеком самого себя.

 

Правильный подход — пытаться понять, что от нас хочет Вс-вышний и как выполнение Его мицвот будет нам во благо. Конечно же, если мы никакой пользы для себя не видим, мы все равно обязаны выполнять Его волю. Однако сначала мы должны попытаться проанализировать ситуацию и понять, как то, что нам велит Б-г, — действует нам же во благо.

 

То есть два фактора (шней диним) — с одной стороны, готовность принять двар а-Шем, даже когда мы его совершенно его не понимаем. Классический пример — Авраам принимает и выполняет заповедь принести своего сына Ицхака в жертву, хотя это идет вразрез с его (Авраама) сущностью и вразрез с его понятиями о служение Б-гу.

  

Но, с другой стороны, — анализ ситуации, чтобы понять, почему для нас самих лучше выполнить волю Вс-вышнего, что мы и видим в словах Рахели и Леи.

 

Мне кажется, что так же нужно подходить к смыслу мицвот. С одной стороны, понимать, что полность он нам недоступен. С другой стороны, ИЗНАЧАЛЬНО ПРИНИМАЯ недоступность полного или даже иногда частичного понимания мицвот, тем не менее пытаться понять их смысл.

 

 А теперь насчет смысла запрета кабалат лашон а-ра — верить лашон а-ра.

 

Сэфер а-Хинух пишет, что сущность повеления ло тиса шема шав — «не носи ложной информации» — состоит в том, что Тора предписывает нам удалиться ото лжи и от всего того, что может быть ложью. Поэтому судья не имеет права слушать одного из истцов в отсутствие другого (закон, который тоже выводят из этого стиха), и так же мы не имеем права верить «отрицательной» информации, поскольку она может оказаться ложной.

 

С другой стороны, рабейну Йона пишет (Шаарэй Тшува 3:113): «…ло тиса шема шав — не верить в сердце в лашон а-ра и не думать, что эти слова верны, чтобы (из-за этого) не презирать того, о ком шла речь». Иными словами, Вс-вышний не хочет, чтобы один еврей презирал другого.

 

И, наконец, сам Хафец Хаим пишет (Законы о злословии, гл. 7, прим. 24), что когда человек верит лашон а-ра, он тем самым реализует свой выбор: приговорить ближнего, считать его злодеем и злорадствовать. То есть запрет на кабалат лашон а-ра «произрастает» из того же корня, что и запрет произносить лашон а-ра, и является его пассивным проявлением. Когда человек произносит лашон а-ра, он активно выражает свое отрицательное отношение и злорадство, а когда верит лашон а-ра — делает тоже самое.

 

 

 

П.С.  Урок, который р. Элья Лопьян извлек из слов Рахель и Леи так же можно применить к разным жизненным ситуациям.  Попав в какую-то непростую ситуацию, нам следует попробовать понять, почему нам эта ситуация на пользу.  Р. Яков Каменецкий один раз сказал, что обычно в 90% случаев, человек видит пользу от того, что с ним произошло, в течение года, а еще процентов пять понимает в течение своей жизни.    Оглядываюсь назад, должен сказать, что так оно обычно и происходит.

 

Теги не заданы