Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2

Кабалат лашон а-ра — Запрет верить злословию — Введение

Отложить Отложено

 

 

До сих пор мы с вами обсуждали запрет на произнесение и распространение лашон а-ра. Однако, кроме запрета произносить лашон а-ра, существует ещё и запрет верить лашон а-ра — кабалат лашон а-ра (букв. «приятие лашон а-ра»).

 

Этот запрет наши мудрецы выводят из Шмот 23:1 — лo тиса шема шав, что приблизительно можно перевести как «не носи ложную информацию». Что именно означает это выражение, понять довольно трудно. Однако в Таргуме Ункелоса (переводе Торы на арамейский язык, составленный Ункелосом, современником рабби Акивы) эти слова звучат так: лo тэкабэл шма дэ-шкар — «Не принимай (за правду) ложную информацию». Талмуд (Песахим 113а) говорит, что этот запрет означает: судье нельзя слушать одного из истцов в отсутствие другого, а также — нельзя верить лашон а-ра. Таково же значение этого стиха и в Таргуме Йонатана бен-Узиэль (переводе Торы на арамейский язык, составленном р. Йонатаном бен-Узиэлем, учеником Гилеля) — лo тэкабэл милей шикра ми-гавра дэ-ейхаль курцин бэ-хаврэй — «Не принимай (за правду) лживые слова человека, который сплетничает (то есть говорит лашон а-ра) о своем друге».

 

Таким образом, этот стих говорит: если нам пришлось услышать лашон а-ра (кстати, есть еще и запрет слушать лашон а-ра, о котором мы потом поговорим), то запрещено верить, что сказанное является правдой.

 

В чем конкретно заключается запрет? Должны мы ли полагать, что все, что мы только что услышали, является стопроцентной ложью? Необязательно. Рабейну Йона пишет (Шаарей Тешува 3, 113):   запрет верить лашон а-ра нарушается только в том случае, если, поверив в услышанное, мы начнем презирать, потеряем уважение или будем испытывать неприязнь к тому, о ком идет речь. Иначе говоря, если я слышу рассказ, верю фактам, изложенным в нем, и из-за этого начинаю плохо думать о том человеке, о котором мне рассказали, то это — кабалат лашон а-ра. Приведем несколько примеров.

 

Зинаида Михайловна, разговаривая с дочерью Светланой, хвастается, что в прошлый раз, когда к ней приезжала ее другая дочь, Изабелла, пошла на рынок и купила Изабелле и ее детям два ящика фруктов. «Ай, мама, — отмахивается Светлана. — Да кому нужны твои фрукты, я потом сама видела, как Изабелла целый ящик этиx фруктов выбросила в мусор».

 

Как отреагирует Зинаида Михайловна на эти слова? «Ах, какую неблагодарную дочь я воспитала! Не ценит она мамин труд и мамины усилия! Как так можно, я работаю, стою в очереди на рынке, трачу время и деньги, а она?..»

 

Что здесь произошло? Кабалат лашон а-ра. Зинаида Михайловна поверила сообщению, в котором ее дочь предстаёт не в самом лучшем свете, и теперь будет худшего мнения о своей дочери. А, может быть, даже и поскандалит с ней потом (это уже будет кабалат рэхилyт).

 

В данном случае, чтобы избежать кабалат лашон а-ра, Зинаида Михайловна не должна была считать, что все, рассказанное Светой, — ложь. Достаточно было взять те же самые факты и истолковать их «не отрицательно». Например, Изабелла действительно выбросила ящик фруктов в мусор. Но, может быть, там внизу были гнилые фрукты, а я их не заметила, а потом все остальные фрукты тоже испортились. Или, может быть, она (шлимазл!) забыла вытащить их из машины, потому что была занята детьми (она же все-таки прекрасная мать), и фрукты испортились. Иначе говоря, можно верить, что факты, сообщаемые нам, на 100% верны, если не толковать их отрицательно и не менять к худшему наше мнение о другом человеке.

 

Однако бывают ситуации, когда единственный способ не нарушить запрет кабалат лашон а-ра — это не верить всей истории. Например, программисты Алекс и Влад работают вместе в одной компании. Алекса вызывает начальство и сообщает ему, что Влад выдал (за деньги) секретную технологию конкурентам. Если это правда, то нет никакой возможности оправдать поступок Влада и тогда он действительно сделал низость. Поэтому Алекс должен предположить, что это на 100% неправда и Влад невиновен.

 

На первый взгляд, запрет кабалат лашон а-ра — это уж слишком. Мало того, что говорить ничего нельзя, так еще и не верить! Ну что в этом такого страшного? Однако я думаю, каждый из нас может вспомнить историю (и не одну), в которой одному человеку сказали что-то нехорошее про другого и в результате были разбиты семьи и дружбы.

  

В заключение хотелось бы задать читателям следующий вопрос. Рамбам пишет (Законы поведения, гл. 7, закон 3): «Троих убивает лашон а-ра — говорящего, верящего и того, о ком говорят. И верящего — еще больше (йотер) чем говорящего».

 

Как объяснить, что тот, кто верит лашон а-ра, в какой-то мере хуже того, кто его произносит?

Теги не заданы