Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Если человек заставляет других дать милостыню и устраивает так, что они делают это, награда его больше, чем награда самого дающего, как сказано: «И будет (наградой) устраивающего милостыню мир».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Рекомендуем:

Как перестать обманывать покупателей?

Отвечает Рав Яков Шуб

Кому вы пожелали «доброе утро»?

Рав Арье (Лев) Кацин

На джипах с ешивой Толдот

Авраам Коен

Дублированная реальность

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Трудится ли Б-г? И если да, то в чем Его труд?

Отвечает Рав Натан Агрес

Почему сотрясается Земля?

15 января 2010, 00:02

Отложить Отложено

 Землетрясение на Гаити потрясло многих людей, и,  наверное, оставило кого-то безразличным. Гаити далеко и события этой страны не имеют ко мне никакого отношения, - думают эти люди. Как относились к подобным событиям наши мудрецы? - спросил я себя в январе 2005 года, когда разрушительные землетрясение и       цунами унесли тысячи жизней в Азии. Думаю, что уместно сейчас предложить Вам ознакомиться с моими размышлениями того времени.

Почему сотрясается Земля?

Где был Б-г? 

На экране телевизора расположенного в фойе нью-йоркского банка пробегали кадры разрушений, постигших Азию. Громадные волны цунами, вызванные сильнейшим землетрясением, смыли пляжи, прибрежные отели и целые города. Общее количество погибших может превысить полмиллиона человек. Где был Б-г?” - с этим вечным вопросом служащая банка обратилась к известному певцу Абишу Броду, который недавно участвовал в ханукальном концерте газеты “Еврейский Мир”.

Однажды один человек пришел в знаменитую воложинскую иешиву и стал агитировать учащихся отказаться от Торы, задавая им каверзные вопросы. Глава иешивы рабби Нафтали Цви Йе
hуда Берлин (1817-1893 гг.) хранил молчание. “Почему вы молчите, - удивились ученики. - Вы же можете с легкостью ответить на все его вопросы?” “У этого человека нет вопросов, а только ответы”, - объяснил ребе…

Иногда лучшим ответом на риторический вопрос является молчание. Однако Абиш Брод почувствовал, что эта женщина действительно задает вопрос, и ответил ей: “Б-г был там!”

Где был человек?
 

Чрезвычайно важно правильно понять этот ответ. Мировоззренческие ошибки евреев всегда больно ударяли рикошетом по всему народу. Достаточно вспомнить заблуждения последователей Иисуса из Назарета или Карла Маркса. Христианство и коммунизм принесли неисчислимые беды создавшим их евреям.

К сожалению, утверждение Баруха Спинозы “природа - это Б-г”, не является исключением. Основатель пантеизма абсолютизировал силы природы. Это направление философии было подхвачено Ницше и взято на вооружение Гитлером. “Я верю только в одну заповедь, - говорил Гитлер. - В борьбе за существование выживает сильнейший. Потому сама природа даровала сильному право подчинить себе или уничтожить слабого”.

Мудрые евреи Амстердама сумели увидеть опасные тенденции в новшествах Спинозы и определили их как отступничество от учения Торы.

Конечно же, Тв-рец проявляется в сотворенном им мире. Не случайно Альберт Эйнштейн писал: “Чем глубже я познаю законы природы, тем отчетливее вижу руку Вс-вышнего, правящую Вселенной”.

Однако Б-г - это не только природа, но и духовный источник мира, эталон милосердия и добра. Именно потому вопрос “где был Б-г?” звучит с особой остротой перед лицом человеческих страданий.

Обычно этот вопрос задается в связи с катастрофой или другими трагедиями, вызванными преступным поведением людей. В этом случае следует помнить, что, сотворив мир, Вс-вышний наделил и человека свободой выбора. С тех пор человек стал партнером Вс-вышнего в творении мира и хода истории. Потому, вместо вопроса, брошенного Небесам “где был Б-г?”, следует обратиться к людям, потерявшим моральные ориентиры: “Где был ты, наделенный свободой выбора, человек?” “Где ты? - спросил Вс-вышний прячущегося после греха Адама. - Где брат твой?” - обратился Вс-вышний к убившему брата Каину.

Что случилось с цивилизованной Европой времен Холокоста и, в частности, с самым просвещенным народом того времени - немцами? - спрашиваем мы по сегодняшний день.

Однако “где был Б-г” во время последнего землетрясения или других катаклизмов природы, к которым не причастна человеческая воля?

Где Фараон?
 

Недавно СМИ сообщили о нашествии саранчи, нанесшем ущерб посевам в Египте и южных районах Израиля. Любопытно, что одна из казней египетских - нашествие саранчи. Возможно, поэтому на днях по 13 каналу телевидения показали научно-популярный фильм, в котором утверждалось, что чудеса казней египетских можно объяснить явлениями природы. Впрочем, это ничуть не преуменьшает самой концепции чуда. Если сильный ветер подул и отогнал море в тот самый момент, когда на евреев наступала египетская армия, то в этом “совпадении” мы отчетливо видим чудо - руку Вс-вышнего.

Читая книгу Исхода (Шмот: 7,8), мы находим рассказ о Фараоне, который требовал от Моисея доказательств, что его послал Б-г и продемонстрировал бы ему чудо. Моисей творил чудеса, но Фараон “отягощал свое сердце” и не отпускал евреев, несмотря на все казни египетские, каждая из которых была катаклизмом в природе. Почему Фараон бросился за евреями, несмотря на чудо развержения моря? В чем же причина упрямства Фараона?

Может быть, он смотрел тот самый фильм 13-го канала и решил, что казни египетские - это не Б-г, а явления природы? “Все это - случайные совпадения”, - говорил он, продолжая без всяких изменений генеральную линию своей антисемитской политики. “Землетрясение - это прежде всего резкое изменение статус-кво, намекающее человеку на необходимость изменить себя, - писал Магараль из Праги (1525-1609 гг.). Вс-вышний послал нам катаклизмы огромного масштаба, потому и наше пробуждение ото сна должно быть соответствующим”, - сказал рабби Авраам Шор, обращаясь к евреям, собравшимся в прошедшую субботу в его синагоге в Бруклине.

Следует помнить, что Тора - это не Книга истории, а живое слово Вс-вышнего, обращенное к каждому из нас. Проще всего увидеть зло в упрямом Фараоне, но как непросто распознать Фараона в самом себе! Что ж, обратимся к словам Талмуда, стремясь преодолеть упрямого Фараона внутри себя. “Тот, кто увидел молнию, услышал гром или стал свидетелем землетрясения, произносит: “Благословен Всевышний… сила и мощь Его наполняет мир!” (Мишна, Брахот, 9:2).

По мнению мудрецов, катаклизмы природы призваны помочь человеку ощутить трепет Небес. Потому они установили специальное благословение, которое помогает осознать и, что не менее важно, ощутить человеку, что гром, молния, землетрясения - все это проявления “силы и мощи” Тв-рца. Человек испытывает трепет Небес, стремясь к исправлению и самосовершенствованию. Впрочем, Талмуд указывает конкретные причины землетрясений, которые следует рассматривать, прежде всего, как направления работы человека над самим собой.


Пророк и мудрец
 

Иерусалимский Талмуд (Брахот, 64) рассказывает о том, как однажды пророк Элиягу предстал перед рабби Нэѓораи и спросил его, почему происходят землетрясения. “Из-за того, что евреи не соблюдают законы, связанные с землей: не отделяют десятины своего урожая левитам и беднякам и пожертвования служителям Храма”, - ответил рабби. (Земля сотрясается, когда не используется человеком по назначению! - Л.К.)

В одном месте Торы сказано, что “Вс-вышний смотрит на землю с начала года до его конца” (и хранит землю и живущих на ней) (Дварим, 11:12), а в другом - что “Вс-вышний посмотрел и земля сотрясалась” (Теилим, 104:32). Как можно объяснить это противоречие? “Если евреи соблюдают законы земли, то Вс-вышний хранит мир на земле весь год, - объясняет рабби Нэѓораи. - Если же законы земли нарушаются, то земля содрогается!”

Крик о Храме
 

“Логично, - парировал пророк. - Но действительная причина состоит в другом. Когда Вс-вышний смотрит на землю и видит театры и цирки идолопоклонников, стоящие в безопасности и комфорте, а Иерусалимский Храм лежит в руинах, то наполняется гневом и сотрясает землю, чтобы не разрушить весь мир, как сказано: “С высот поднимет Он голос и закричит о Доме Своем”. “Рассказывая об этом, Талмуд обращается, прежде всего к нам евреям, - сказал рабби Шор. - Если забывая о горестях изгнания нашего народа, мы предаемся легкомысленным развлечениям и не направляем своих сил на то, чтобы отстроить разрушенное, то земля содрогается”. Не случайно во время обряда бракосочетания, Хупы, жених разбивает бокал в память о разрушении Храма, исполняя слова царя Давида: “Подниму память об Иерусалиме над любой своей радостью!” (Теилим, 137:6). Молодожены напоминают этим себе и всем собравшимся, что еврейская семья - это маленький Храм. Строящий же семью сохраняет и продолжает еврейский народ, создавая свой маленький Храм и приближая этим строительство Иерусалимского Храма.


Семья и народ
 

Рабби Абу утверждает, что причиной землетрясений являются действия человека, разрушающие семью.

Мудрецы же заключают, что землетрясения происходят из-за споров и конфликтов между людьми. Кстати, в этом состояла причина разрушения Иерусалимского Храма римлянами.

Храм является символом гармонии и мира. Говоря о причинах землетрясения, Иерусалимский Талмуд приводит три ответа, сводящиеся к одной мысли: то, что разрушает Храм - гармонию в мире, сотрясает и сами основы мироздания, вызывая землетрясение. Разрушение Храма, разрушение семьи (маленького Храма) и разрушение мира в народе Израиля (что явилось причиной разрушения Храма) вызывают землетрясения, которые призваны напомнить нам о необходимости укрепления мира в наших семьях и общинах.

Не отчаиваться!
 

Вавилонский Талмуд (Брахот, 59) приводит следующую историю. Рав Катина проходил мимо дома человека, занимающегося предсказаниями будущего. Вдруг в это время затряслась земля. “Почему происходят землетрясения?” - спросил рав Катина предсказателя будущего.

(В этом вопросе содержался упрек тому, кто утверждал, что ему известно будущее, однако он не мог предсказать землетрясение, - пояснил рав Шор. - А сегодня возгордившееся достижениями науки человечество получило урок. Геологические институты всего мира не сумели предсказать надвигающегося катаклизма. Жизнь человека и сегодня остается в руках Вс-вышнего).

Предсказатель будущего отвечает, и Талмуд признает справедливость его слов: “Землетрясение происходит, когда Вс-вышний вспоминает о своих детях, преследуемых в изгнании евреях, проливает две капли слез в море и голос Его достигает всех концов земли”.
 

Один из первых комментаторов рабейну Хананель (XI век) так объясняет эти слова Талмуда: “Землетрясения происходят для того, чтобы показать евреям, что Вс-вышний не забыл и не оставил их, и что в будущем Он вернет их в Израиль. Этот катаклизм природы произошел для того, чтобы укрепить евреев в вере, чтобы они не отчаивались из-за долгого изгнания, а продолжали ожидать освобождения. Евреи должны выдержать страдания в изгнании до тех пор, пока не закончится время, установленное Вс-вышним. И тогда Он освободит их, так же, как вызволил когда-то из Египта…

Землетрясением Вс-вышний указывает нам, что Ему тяжело видеть наши страдания. И когда евреи видят этот знак и помнят, что их не оставил Вс-вышний, то укрепляются в вере, в изучении и соблюдении Его Торы”.

Сокрушить зло!
 

“Никто и никогда не сможет победить терроризм”, - утверждают пессимисты. Когда мы становимся свидетелями землетрясения и цунами огромной разрушительной силы, то, в соответствии с мнением Талмуда, должны вспомнить, что “сила и мощь” Вс-вышнего могут сотрясти и сокрушить любое зло. Наши сердца вдохновляются верой в то, что обязательно придет день, когда мы удостоимся освобождения от всех преследователей. Тогда земля сотрясется не в Индонезии, а под ногами наших врагов, а гнев Вс-вышнего обрушится на проливающих кровь террористов.

Теги: Тора, Землятресение

Оставить комментарий

12 комментариев

Йехуда Аврех, 15-01-2010 01:22:16

Рав Арье, большое спасибо за статью! Разослал с Субботним приветом друзьям. Читая вспомнил урок нашего учителя Рава Зильбера зл: На трёх вещах стоит Мир, на Торе, на Молитве и на добрых делах (перкей авот) Рав Зильбер говорил, что он это видел дословно во время разрушительного землетрясения в Ташкенте, где среди убитых не было евреев, а в соседнем Ашхабате, где было много Торы,Молитвы и добрых дел даже практически не было разрушений.

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 15-01-2010 14:50:57

Реб Йехуда, спасибо большое за Ваши слова, и за рассказ о рав Зильбере зц"л. Во время Второй Мировой войны здание Мир йешивы в Шанхайе чудом прежило все бомбежки, китацы считали, что это самое безопасное место в городе.

ответить         Ссылка на комментарий
Shai, 08-03-2010 04:29:49

Ашгабат (Ашхабад, до 1919 Асхабад, до 1927 Полторацк)
основан в 1881 как русское военное укрепление. С 1882 административный центр Закаспийской области. В 1919...1924 областной центр Туркестанской АССР в составе РСФСР, в 1924...1991 столица Туркменской ССР. После разрушительного землетрясения 1948 отстроен заново. С 1991 столица Республики Туркмении.
Esli gorod otstraivali zanovo, to ka ze on ne perestraivalsa?

ответить         Ссылка на комментарий
Mouse, 16-01-2010 23:50:34

Rav Aryeh,

You were commenting on Spinoza's views so freely - but did you bother to read him? If - as I suspect - you didn't, then what right do you have to talk about something you likely have no clue about?

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 17-01-2010 03:34:38

Уважаемый Mouse !
Благодарю Вас за то, что Вы прочитали мою статью и оставили свой комментарий, из которого я понял, что Вы неравнодушны к философии вообще, и к Спинозе в частности. Тем не менее, именно Спиноза в своей философии низвел «Б-га до природы», повлияв на развитие атеизма. Я бы на Вашем место задумался о том, что как Ницше, так и Маркс считали себя последователями Спинозы. Подобно Спинозе и Ницше, Гитлер обожествляет силу, доказывая право сильного подчинить или уничтожить слабого (в первую очередь еврея). А сколько бед нашему народу принес марксизм, считавший себя разновидностью спинозизма. Конечно же Спиноза не создал Гитлера и Маркса, но и тот и другой по сути опирались на Спинозу в своих учениях.

Хочу привести Вам две цитаты:
1. Из книги профессора тель-авивского университета Й.Бен-Шломо "Введение в философию иудаизма".
«В философии существуют четыре критерия, каждому из которых соответствует свой тип морали: критерий счастья, критерий силы, критерий пользы и критерий обязанности (долга). Мораль греков основывается на критерии счастья. Хорошим считается поступок, делающий человека счастливым, а плохим - поступок, который делает его несчастным.
Спиноза руководствуется критерием силы. Он связывает понятие нравственности с проявлением силы духа. На высшей ступени нравственности стоит, по мнению Спинозы, тот, кто способен проявить силу духа и преодолеть самую крайнюю степень страха - страх перед смертью. Бояться же смерти - аморально. Сходных взглядов придерживается и Ницше. Оба философа, и Спиноза и Ницше, отдают себе отчет в том, что при таком подходе добро и зло не являются ценностями...
Такая мораль представляет собой автономную систему, так как источником ценностей в ней является сам человек. Руководствуясь своими естественными духовными потребностями - стремлением к счастью, влечением к силе, человек вырабатывает нравственные критерии, определяет для себя нормы поведения, формирует представления об этике. Разум человека предписывает ему делать одно и не делать другого, совершать те или иные поступки. Этичность поступка определяется отношением к нему самого человека, его собственным пониманием нравственности. Мораль, таким образом, становится относительной и не знает понятия обязанности. Единственным из философов, кто связывал мораль с понятием абсолютной обязанности, был Кант... Подобный тип морали представлен Танахом. В нем великим является тот, кто поступает в соответствии с обязательствами. Источником моральных обязанностей является Б-г».

2. С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. История философии.
Спинозизм и атеизм

Спиноза был проклят служителями всех религий как опасный безбожник... Атеизм, как известно, в буквальном смысле есть отрицание существования Бога. Но в том-то и дело, что Спиноза существования Бога не отрицает. Наоборот, он постоянно говорит о Боге. Другое дело что Бог на поверку оказывается у него просто активной стороной природы... Таким образом, Спиноза признается в том, что превращает Бога из антропоморфного существа в субстанцию, а точнее в саму Природу. Тем самым, повторим, Бог у Спинозы становится творческим началом самой природы, как это было у неоплатоников и у Д. Бруно. По сути дела в пантеизме Спинозы атрибуты Бога переносятся на природу. И без этого наделения природы достоинствами Бога, как уже говорилось в предыдущей главе, последующая материалистическая философия была бы попросту невозможна...
Так почему же мы считаем Спинозу атеистом, если он сам себя таковым не считал?
Дело в том, что Спиноза извлек два краеугольных камня из основания иудаизма, христианства и ислама. Это вера в Бога как потустороннее духовное существо, а также вера в то, что Бог - творец мира...
Тогдашняя церковь, писал по этому поводу Ильенков, не была настолько наивна, чтобы дать обмануть себя словами. Если кого-то эти слова тогда и обманули, то исключительно самого Спинозу.
Спиноза не был понят своими современниками. Но зато к концу XVIII века наблюдается такой интерес к философии Спинозы, что все сколько-нибудь прогрессивные мыслители этого времени считают себя спинозистами. Ты или придерживаешься спинозизма, будет писать впоследствии Гегель, или ты не придерживаешься никакого философского учения. Разновидностью спинозизма будет считаться и марксизм.
С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. История философии (общий курс)
Спинозизм и атеизм

ответить         Ссылка на комментарий
Шула, 18-01-2010 10:37:17

Цитата:
“Почему происходят землетрясения?” - спросил рав Катина предсказателя будущего. Предсказатель будущего отвечает, и Талмуд признает справедливость его слов: “Землетрясение происходит, когда Вс-вышний вспоминает о своих детях, преследуемых в изгнании евреях, проливает две капли слез в море и голос Его достигает всех концов земли”.[QUOTE]
Почему землетрясение произошло на Гаити а не скажем в той же Европе где антисемитизм вырос до огромных размеров. Сегодня движение против Израиля (политически корректное название антисемитизма) - признак прогрессивности и "непредвзятости мышления"[QUOTE]

Заранее благодарю за ответ.


ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 23-01-2010 20:33:26

Уважаемая Шула! Я не пророк и не тана или амора - автор Мишны или Талмуда, потому не обладаю ни пророческим даром, ни достаточной мудростью, чтобы ответить на этот вопрос. Но из того, что Вы прочитали в статье, можно придти к выводу, что любое землетрясение ображено И к нам, для того чтобы пробудить нас, и одновременно дать нам надежду и веру в будущее, что сотрясутся наши враги.

ответить         Ссылка на комментарий
Ben Noah, 18-01-2010 07:12:33

Уважаемый рав!

Наверное, я задам "ожидаемый" вопрос.
Если правильно понял написанное в статье, землетрясение - это как бы реплика Вс-вышнего в диалоге с народом Израиля, знак, сообщение. Но при этом от землетрясения на Гаити погибли тысячи гаитян.. Так же и при азиатском цунами - сотни тысяч погибших людей, которые не являются евреями, т.е. вне этого диалога. Не совсем понятно почему. Или всё же имеется ввиду коллективная ответственность всего человечества?

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 23-01-2010 20:35:11

Диалог Вс-вышнего с еврейским народом не исключает возможности, что одновременно ведется диалог с народами мира, и с каждым человеком на земле

ответить         Ссылка на комментарий
ZEEV, 23-01-2010 12:38:39

Уважаемый р. Арье, если я правильно понял Ваши рассуждения (и, если они, конечно, не касаются, только евреев) , то причиной землетрясений, цунами и пр, в т.ч. и на Гаити, стало моральное разложение жителей районов бедствия. Т.о., можно сделать вывод, что жители Гаити? или Азии? или др. заслужили разрушительной катастрофы.
А вот? например, раввин Шейс Тауб
(http://rabbi-kittner.livejournal.com/124199.html#cutid1), хотя и согласен, что это рука Б-га, но выводы делает другие:
«Мы не можем чувствовать себя комфортабельно, видя человеческие страдания. И мы уж точно не можем объяснять их рационально, или еще хуже, использовать фальшивое благочестие чтобы смело объяснять необъяснимое. Есть ли у Б-га план? Да. Знает ли Он, что делает? Да. Способны ли мы объяснить все это? Если да, то мы просто покажем, что потеряли не только сердце, но и разум»

ответить         Ссылка на комментарий
katzin, 23-01-2010 20:38:47

Я совершенно согласен с ответом рава Тауба. Мы долджны проявлять сострадание к жертавам несчастных случаев. Это не исключает возможности и размышлений о том, что же Вс-вышний хочет нам этим сказать. Приведенные в моей статье слова принадлежат не мне, а мудрецам Талмуда, являясь частью нашего духовного наследия, фандаментом которого является любовь к ближнему

ответить         Ссылка на комментарий
Yum, 28-01-2010 13:44:13

"Землетрясение на Гаити ..." - конечно, во всем виноваты евреи - это их поведение влияет на атмосферу во всем мире.
Но давайте посмотрим на хотя бы две катострофы - ураган "Катрина", обрушившийся на New Orlean и землетрясение в Гаити.
Оба эти места были образами Сoдома и Гоморы. После "Катрины" мой сотрудник, выросший в New Orlean, сказал - эти агниевы канюшни не мешало бы промыть еще раз. Я думаю, что для Гаити - (кто хоть когда-то был там согласится) их не мешало бы промыть большее число раз.
Но, если эти Сoдомы есть отражение еврейского управления (влияния на мир), то вывод напрашивается сам сабой.


ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий