Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказали учителя наши благословенной памяти: всякий, кто пополняет запасы мудреца, удостаивается места в Небесной ешиве. И еще сказали: Все пророки говорили только о том, кто помогает бизнесу мудреца и выдает свою дочь замуж за мудреца.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Послепраздничный ответ на праздничный штикл

Отложить Отложено

 

Штикл оказался не таким уж сложным.

Читатели постарались, как надо. Achiza прошел по лезвию и чисто интуитивно угадал мотивацию Авраама. После того, как аффтор заметил, что штиклы надо не отгадывать, а вычислять - он даже нашел нужную гмару (тут у него ошибка, я так понимаю, он имел ввиду 89-й лист), но дальше этого не пошло. Рarvus в праздничную ночь всего на один лист не доковылял до нужного места, а Yehuda69 это самое место просто нагуглил. И, хотя гугление (или "гуглеж"? а может "гуглование"?) - не наш метод, но за неимением других претендентов, и по причине того, что найти нужную гмару в данном случае было недостаточно (надо было еще мозгами пораскидываться) - победа признается за Yehuda69.

Поздравляем победителя и, как всегда, просим его сообщить свой адрес. Аффтор свяжется с ним с целью вручения заслуженного приза.

 

А теперь - правильный ответ.

В чем отличие поколения потопа и жителей Сдома от потомков Авраама, и почему за первых надо молиться, а за вторых - нет?

В комментах к прошлому посту аффтор дал подсказку, что искать ответ надо в гмаре, связанной с Шавуотом. Это гмара Шабес 86а-89б.

На втором листе 89-страницы написано так:

"В будущем скажет Вс-вышний Израилю: "Идите к вашим отцам, пусть упрекают вас". И ответят они: "Творец мира, к кому мы пойдем? К Аврааму, которому Ты сказал "Знай, что пришельцами будут твои потомки в чужой земле..." - и он не просил за нас? К Ицхаку, который дал благословение Эйсаву "И когда опустится (Яков) - скинешь его ярмо со своей шеи" - и он не просил за нас? К Якову, которому ты сказал "Я спущусь с тобой в Египет" - и он не просил за нас? К кому нам идти? И скажет им Вс-вышний: "Из-за того, что вы поставили себя в зависимость от Меня - если будут ваши преступления, как красная шерсть - станут белыми, как снег (т.е. Я прощаю вам все ваши преступления)".

Отсюда можно вывести два важных правила:

1. Тот, кто не молился за своего товарища - не имеет право его упрекать.

2. Тому, кто ставит себя в зависимость от Творца и обращается к Нему напрямую - прощаются его преступления.

Так почему же Авраам, вставший на защиту Сдома, не стал просить за своих потомков?

Именно поэтому. Он знал, что если евреям будет не к кому идти - они обратятся напрямую к Творцу, и Он простит им их преступления, как о том говорится в гмаре. В этом смысле - поколение потопа и жители Сдома - не тот случай, напрямую к Создателю они обращаться не станут, а потому - надо молиться за них, чтобы (в случае, если Он отменит приговор) была возможность прийти к ним с упреками.

Это, ксатати, объясняет и следующую гмару (на том же листе):

"Сказал Вс-вышний Аврааму: твои сыновья совершали преступления против Меня. Ответил (Авраам): Владыка мира, уничтожь их..."

Это все, что у него было сказать? Это Авраам, знаменитая мера милосердия?

Ответ - тот же, что и выше. Если евреи почувствуют, что у них нет защитника - они обратятся напрямую к Создателю, а Он, в таком случае, их простит.

 

Большое спасибо всем, кто участвовал, болел и просто наблюдал.

 

Теги: Шавуот, Штикл