Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость

Послепраздничный ответ на праздничный штикл

15 июня 2016, 11:05

Отложить Отложено

 

Штикл оказался не таким уж сложным.

Читатели постарались, как надо. Achiza прошел по лезвию и чисто интуитивно угадал мотивацию Авраама. После того, как аффтор заметил, что штиклы надо не отгадывать, а вычислять - он даже нашел нужную гмару (тут у него ошибка, я так понимаю, он имел ввиду 89-й лист), но дальше этого не пошло. Рarvus в праздничную ночь всего на один лист не доковылял до нужного места, а Yehuda69 это самое место просто нагуглил. И, хотя гугление (или "гуглеж"? а может "гуглование"?) - не наш метод, но за неимением других претендентов, и по причине того, что найти нужную гмару в данном случае было недостаточно (надо было еще мозгами пораскидываться) - победа признается за Yehuda69.

Поздравляем победителя и, как всегда, просим его сообщить свой адрес. Аффтор свяжется с ним с целью вручения заслуженного приза.

 

А теперь - правильный ответ.

В чем отличие поколения потопа и жителей Сдома от потомков Авраама, и почему за первых надо молиться, а за вторых - нет?

В комментах к прошлому посту аффтор дал подсказку, что искать ответ надо в гмаре, связанной с Шавуотом. Это гмара Шабес 86а-89б.

На втором листе 89-страницы написано так:

"В будущем скажет Вс-вышний Израилю: "Идите к вашим отцам, пусть упрекают вас". И ответят они: "Творец мира, к кому мы пойдем? К Аврааму, которому Ты сказал "Знай, что пришельцами будут твои потомки в чужой земле..." - и он не просил за нас? К Ицхаку, который дал благословение Эйсаву "И когда опустится (Яков) - скинешь его ярмо со своей шеи" - и он не просил за нас? К Якову, которому ты сказал "Я спущусь с тобой в Египет" - и он не просил за нас? К кому нам идти? И скажет им Вс-вышний: "Из-за того, что вы поставили себя в зависимость от Меня - если будут ваши преступления, как красная шерсть - станут белыми, как снег (т.е. Я прощаю вам все ваши преступления)".

Отсюда можно вывести два важных правила:

1. Тот, кто не молился за своего товарища - не имеет право его упрекать.

2. Тому, кто ставит себя в зависимость от Творца и обращается к Нему напрямую - прощаются его преступления.

Так почему же Авраам, вставший на защиту Сдома, не стал просить за своих потомков?

Именно поэтому. Он знал, что если евреям будет не к кому идти - они обратятся напрямую к Творцу, и Он простит им их преступления, как о том говорится в гмаре. В этом смысле - поколение потопа и жители Сдома - не тот случай, напрямую к Создателю они обращаться не станут, а потому - надо молиться за них, чтобы (в случае, если Он отменит приговор) была возможность прийти к ним с упреками.

Это, ксатати, объясняет и следующую гмару (на том же листе):

"Сказал Вс-вышний Аврааму: твои сыновья совершали преступления против Меня. Ответил (Авраам): Владыка мира, уничтожь их..."

Это все, что у него было сказать? Это Авраам, знаменитая мера милосердия?

Ответ - тот же, что и выше. Если евреи почувствуют, что у них нет защитника - они обратятся напрямую к Создателю, а Он, в таком случае, их простит.

 

Большое спасибо всем, кто участвовал, болел и просто наблюдал.

 

Теги: Шавуот, Штикл