Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Книга «Зоар» приводит: чтобы уберечь заповедь от вмешательства сил зла, требуется истратить деньги на её выполнение.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Что значит, просто выслушать...

24 декабря 2013, 13:52

Отложить Отложено

 

Реббецин: Добрый день. Как успехи?

Ученица: Неплохие. По сравнению с тем, как было раньше, даже удивляюсь сама себе, что до сих пор все не бросила. Цель осталась делать по три хороших дела всем членам семьи. Стала более ответственно зачитывать план утром и вечером, и должна сказать, что есть разница. Наверное потому, что когда просто напоминаю себе, это занимает 1 секунду, а когда читаю – полминуты. Этого достаточно, чтобы поглубже зашло в сознание. Маленькие успехи начинают на меня благоприятно действовать. Помните, как в начале после ссор совсем опускались руки? Единственное, что помогало, это то, что продолжала приходить к Вам. А теперь чувствую стимул изнутри. В общем, настроение приподнятое.

Р: Как я рада это слышать. 

У: Сегодня мне нужно что-то еще с Вами обсудить. Проблема со старшим сыном.  У него уже началось подростковое сумашествие. Он стал более замкнутым, мало разговаривает. Последние пару дней вообще не свой. Возвращается домой, зайдет на кухню, буркнет, если есть что-нибудь поесть. Ни здравствуй, ни дай пожалуйста, ни спасибо.  Вчера спросила, почему он не здоровается, а он просто вышел и с размаху хлопнул дверью. Даже не ужинал. Я просто не знаю, что с ним делать.

Р: Вы знаете о том, что людям, которые причиняют боль другим, самим в душе больно?

У: Да. Но он же не говорит в чем дело.

Р: Скажите, Вы рассказываете мужу о своих переживаниях?

У: Не всегда. Иногда я вижу, что он сам раздраженный, ему не до моих жалоб. А когда начинаю что-нибудь говорить, он часто винит меня в том, что произошло, или дает советы. 

Р: То есть Вы не чувствуете, что можете поделиться с ним?

У: Нет,  хотя очень хотелось бы иметь такие дружеские отношения.

Р: Допустим, что-то случилось, что очень Вас расстроило. На лице у Вас это написано. Вы бы хотели поделиться с мужем, но не хотите обвинений и советов. Вы бы хотели, чтобы он завел разговор? И как слушал?

У: Я бы хотела, чтобы он сел рядом со мной, спросил, в чем дело, и просто слушал, не перебивая. А потом не стал бы тут же давать советы, а помог разобраться. 

Р: Может стоит ему об этом сказать как-нибудь. А как Вы думаете, почему Ваш сын вдруг стал сам не свой? Может у него что-то произошло? У мужчин не всегда все на лице написано, но проявляется в поведении.

У: Может быть. Но он же со мной не разговаривает. 

Р: А Вы попробуйте повести себя так, как хотели бы, чтобы повели по отношению к Вам.

У:  Хорошо. Я подумаю.

На следующий день у реббецин зазвонил телефон.

У: Алло, здравстуйте, это я. У Вас есть сейчас время поговорить со мной?

Р: Да. В чем дело?

У: Помните, о чем мы вчера говорили? Я думала всю дорогу домой, как поговорить с сыном. Сегодня он вернулся с ешивы, зашел на кухню, наложил себе из кострюли плов, и молча сел есть. Опять, ни привета, ни ответа. Младшие дети уже спали, Сара читала в своей комнате, мужа еще дома не было. Мы с ним были одни на кухне. Я оставила посуду и подсела к нему за стол. Потом осторожно сказала:

--Ави, я вижу, что тебя что-то беспокоит. Если хочешь рассказать, я тебя выслушаю. 

Он продолжал молча есть, а потом спросил:

--Тебе, действительно, не все равно? 

--Конечно же нет. 

--Только если ты не будешь меня обвинять и указывать, что делать.

У: Меня ошарашило. Значит я сама так с ним разговариваю?!

--Я буду просто слушать.

--Мой хаврута сказал реббе, что не хочет больше со мной учиться в паре. Говорит, что я его тяну назад. 

У: Я спросила:

--Но ведь в прошлом году все было хорошо, ты был чуть ли не одним из первых. 

--Да, но теперь новый реббе, объясняет по-другому. Не пойму, что ему не нравится. Он мне говорит, что тут не запоминать надо, а думать. А я, значит, неправильно думаю. Сказал, что если на экзамене через две недели я не получу нормальную оценку, он будет разговаривать с рош ешивой, чтобы перевести меня в более слабую группу. Но там ребята либо не могут учиться нормально, либо не хотят. Если меня туда переведут, я вообще ешиву брошу.   Он, наверное, меня недолюбливает, потому что мы «русские». У других есть протекция. Их отцы там учились, есть старшие братья или двоюродные, которые могут с ними заниматься. А мы, по сравнению с ними, недоделанные. 

У: Вы слышите?  Мои же слова. Я его спросила:

--Ты хочешь, чтобы я поговорила с папой?

--Поговори, но если он начнет говорить, что я – тупой и лентяй, я все брошу.

У: Вы слышите, что он о нас думает? Не чувствует, что дома есть какая-то поддержка. Поэтому он и огрызался последнее время?

Р: Возможно. 

У: Что же теперь делать?

Р: Вы поговорили с мужем?

У: Еще нет. Он еще не вернулся.

Р: Продумайте, какую цель Вы хотите преследовать при разговоре.

У: Хочу помочь Ави.

Р: Вам нужно найти выход сообща. Ваш муж будет разговаривать с реббе, не Вы.

У: Хорошо. Спасибо. Потом дам знать о развитии событий. 

Чуть позже раздался еще один звонок.

У:  Простите, что так поздно звоню. Я рассказала мужу про Ави. Он сказал коротко: «Глупости. Ави умный и способный мальчик. Я поговорю с его реббе. Он будет продолжать учиться в высшей группе. Мы ему наймем репетитора.»  Барух аШем за его практичность. 

Теги: Цели, успех