Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Судья неправый (1)

27 июня 2011, 22:26

Отложить Отложено

 

(Санедрин,7,2)

 

 

"Сказал Рейш Лакиш: ставящий над обществом нечестивого судью - словно насаждает в Израиле  Ашеру(языческий культ, связанный с поклонением деревьям), как сказано: "Судей и сторожей назначь себе во всех воротах твоих".

 

Известно, говорит «Хидушей Гаоним», что по постановлению Мудрецов, право быть судьёй может быть получено только от Бейт Дина, находящегося в Эрец Исроэль. И это – в соответствии с написанным в Торе: «Судей и сторожей поставь себе…» И ещё: «дабы был жив ты, и наследовал эту Землю…»

 

Сопоставление этих высказываний, говорят Мудрецы, учит, что назначение достойных судей закрепляет право на владение Землёй Израиля. Более того, всякий, кто не сведущ ни в Письменной, ни в Устной Торе, и, тем более, не живёт духом Традиции не достоин поселиться в Святой Земле, и, конечно же, быть судьёй.

 

В святом языке, говорит Мааршо, понятие «судья» определяется ещё и словом «э-л-о-к-и-м», обозначающее имя Всевышнего, как меры Правосудия.

И это не случайно.

 

Например, указание Торы «Э-л-о-к-и-м не проклинай…» следует понимать двояко: относящееся и к Б-гу, и к судьям, действующим по закону Торы.

Тот, кто судит праведным судом, делается как бы «соратником» Всевышнего, проводником Его воли, но судья – нечестивец, искажая Закон, словно насаждает божков у жертвенника Превечного, оскверняя само Его Имя.

 

Другими словами, ставя на должность судьи человека сомнительного, хотя имелась достойная кандидатура, словно подменяет «серебряными» и «золотыми» куклами истинного Судью.

 

Подобно тому, добавляет Июн Яков, как служение звёздам изгоняет с лица земли Шехину (Б-жественное присутствие), так и непотребный судья, следуя блеску монет, уничтожает правосудие.

 

И так же, как наслаждающийся культом Ашеры, навлекает бедствие не только на себя, но и всех евреев, так и судья, принимающий мзду, приводит несчастье всему народу Израиля.

Кроме того, добавляет Июн Яков, уподобление языческому культу означает, что получение денег за назначение на должность судьи имеет законоведческий аспект, и запрет этот смыкается с запретом использования языческих денег. Другими словами, деньги, полученные таким способом, запрещены точно так же, как и любой предмет, служивший объектом «чужой работы». И это намного утяжеляет ответственность.

 

Почему, спрашивает Бен Йоядо, Гемара соотносит всю эту тему именно с культом Ашеры?

Что бы это понять, требуется дополнительное разъяснение.

 

Известно, что Мудрец Торы, в определённом смысле, уподобляется «женщине». Подобно ей, носящей в себе плод и рождающей новую жизнь, Мудрец «вынашивает» и «рождает» чудесные открытия в Торе, называемые его «сыновьями» и «дочерьми».

 

С другой стороны, невежда, бедный мудростью, соотносится с еврейской буквой «рейш», и само название буквы переводится, как «бедняк», «несчастный», ибо кто ещё более может быть несчастливее того, кто не удостоился постичь мудрость Торы.

 

Если в слово «иша» – «женщина», намекающее на мудреца, мы поместим букву «рейш» – «убогого», то получится «ашера» – намёк на ситуацию нашей Гемары: если на должность судьи, требующую глубоких знаний и праведности, помещают невежественного негодяя – вместо святилища Мудрости получают отвратительный фарс, сравнимый с культом Ашеры.

 

«Сказал рав Аши (если назначил нечестивца на место судьи), там, где есть (возможность поставить) Мудреца – словно насадил Ашеру у жертвенника (Всевышнего)…»

 

Почему рав Аши уподобляет Мудреца жертвеннику перед Б-гом. Отвечает РаШИ: подобно тому, как жертвенник очищает душу согрешившего, снимает тяжкие последствия прегрешения, а при раскаянии предотвращает наказание и защищает преступившего, так и Мудрец своими познаниями в Законе препятствует неправому суду и последствиям несправедливого решения.

 

Назначение дурного судьи там, где имелась возможность назначить настоящего знатока и мудреца подобно осквернению жертвенника и открывает ворота обвинению…

При назначении судьи, говорится в книге «Маргалиёт а-ям», умение ловко владеть языком, знание закона, способность к обобщению и охватывания сути дела – не являются определяющими качествами. Даже человек незаурядный, обладающий цепким умом, не достаточен исполнять эту наиважнейшую должность, не будучи наделён ощущением святости Закона Торы. Более того, при отсутствии Б-гобоязненности, таланты человека лишь отдалят его от настоящего, соответствующего духу Торы, судебного решения.

 

Недостойность, подразумеваемая Гемарой, в первую очередь выражается в «гасут руах» – грубости восприятия. Это означает стремление к грубым наслаждениям, подвинувшее этого человека занять должность судьи.

 

Культ Ашеры – прямая противоположность жертвеннику. Само слово «ашера» того же корня, что и слово «ошер» - богатство. Захвативший должность судьи, что бы воспользоваться прямыми или косвенными доходами от этого – живое противоречие жертвеннику. Если жертвенник приводит человека к осознанию своей ограниченности и зависимости от Всевышнего, то есть попросту к скромности, да и место Санедрина (Высшего религиозного суда) вблизи от жертвенника, то «ашера», олицетворяющая чувственность и грубость, как нельзя лучше, характеризует нелепость ситуации, когда негодяй занимает место судьи.

 

Более того, сравнение правомерно в ещё в одном аспекте. Обладающий «грубостью духа» достоин «выкорчевания», подобно заповеди выкорчевания культовых деревьев ашеры.

Это видно из сравнения двух пасуков. В одном месте сказано: «Ашеры их да будут искорены…», а в другом: «высокомерные да будут вырваны».

Таким образом, слова «ашера» и «грубые духом» переплетены и связаны с понятиями «выкорчевать», «искоренить».

 

Н азначить ничтожество на должность судьи – значит унизить достоинство Торы, внести приземлённость и бесстыдство в Чертоги Всевышнего.

 

Более того, даже тогда, когда, наряду с достойными людьми, в состав суда затесался человек далёкий от Торы, пусть даже всё решается по Закону, само присутствие нечестивца, называемого вместе с остальными «раби», - насмешка над званием «судья». И как не уподобить такое внесению божков в Храм.

Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда