Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Как уберечься от дурного глаза

11 мая 2017, 23:04

Отложить Отложено

 

Добрым сердцем обладает тот, кто желая благополучия ближнему, даже в самых щекотливых обстоятельствах отыскивает зацепку, чтобы оправдать его. И наоборот, человек со злым сердцем склонен обвинить другого, даже когда всё можно объяснить благоприятным образом.[1]

Про Аарона написано[2] "...и увидит тебя, и возрадуется тебе", а Мидраш Танхума объясняет: "... Сердце, обрадовавшееся величию брата, оденется в Урим и Тумим". А Маараль добавляет: поскольку использование Урим и Тумим связано с духовным видением человека, не могло быть чтобы человек, который его получил, не имел бы цельного возвышенного сердца, и Аарон обладал именно таким сердцем.

Злое сердце утоплено в зависти. Его девиз - "ни мне и ни тебе", а чаще: "мне - но не тебе". Императив такого сердца - властвовать над ближним. Эта та самая беспричинная ненависть, что разрушила Храм, ибо стремлению, чтобы ближнему не было хорошо - нет настоящего объяснения - оно именно "беспричинно".

Есть злое сердце и есть недобрый взгляд, а есть доброе сердце и есть благожелательный взгляд. Что их отличает? Да, добросердечие означает желание благополучия ближнему, но добрый глаз добавляет к этому кое-что ещё - его обладатель всеми фибрами души стремится, чтобы радость и счастье другого были полным. Он не почувствует настоящего удовлетворения пока не убедится воочию, что человеку действительно хорошо.

И наоборот. Дурной глаз, вдобавок к злому сердцу, не только с неприязнью и завистью воспринимает чужое благополучие, его раздражает даже маленькая искорка счастья в глазах ненавистного ему человека. Он хочет для него полного разрушения, ощутимой беды.

Именно поэтому сказал раби Йошуа бен Леви[3]: "Бокал для благословения вручают лишь обладателю доброго глаза..." И не случайно упоминается бокал вина, над которым произносят послетрапезное благословение - у него два свойства: "насыщенность" и "цельность"  -  ведь речь идёт о благодарности и признании полученного блага, а это способен осуществить лишь человек, для которого стремление одаривать других - неотъемлемая черта и, главное, он действительно желает, чтобы у ближних было всё хорошо.

Но откуда берётся "дурной глаз"? Почему он вообще существует в мире? Явление это связано с тем, что души людские накрепко связаны друг с другом, зависят друг от друга, имеют общий духовный корень. Если один завидует другому, смотрит недоброжелательно и само существование ближнего является для него помехой, - поскольку, между ними так или иначе существует духовная связь, такой взгляд может причинить зло, ограничить доступ жизненной силы, и само собой выйдет, что человек, на которого направлен взгляд, окажется уязвимей и беззащитней.

Маараль говорит, что даже равнодушие человека может считаться "дурным глазом", поскольку иметь возможность помочь и не сделать этого, значит провозгласить, что существование ближнего его не заботит - лишняя морока, а это вполне вписывается в определение дурного глаза. Нежелание приложить усилия, чтобы хотя бы в минимальной степени облегчить положение нуждающегося человека, иначе, как духовным "скопидомством", пренебрежением к чужой жизни, граничащим с пролитием крови, не назовёшь.[4]

Но как уберечься от "дурного глаза"? Его влияние, согласно сказанному выше, кажется весьма существенным и неотвратимым, ведь нет "суда без Суда", и не случайно мера Правосудия так чувствительно ранит человека? Быть может, это от того, что в каждом из нас "сидит" этот "дурной глаз", эта зависть внедрена в нас, и нам просто возвращают то, что мы "излучаем" сами? Ведь проверено и установлено, что те, кто не живут для себя, кто одаривают других и не желают получать ничего взамен, вообще не вызывают зависти в окружающих. Ведь сказано[5], что над потомками Йосефа-праведника не властвует "дурной глаз". Почему? - "Глаз, который не желал наслаждаться тем, что ему не принадлежит, защищён от дурного глаза".

А ещё объясняют Мудрецы на примере рыб, которым Тора уподобляет потомков Йосефа. "Также как рыбы в море укрыты водой и дурной глаз не властен над ним, так и потомки Йосефа защищены от него".[6] Почему именно рыбы? У них есть две особенности: они скрыты от глаз,  и они находятся как бы в другом измерении, не соревнуясь с обитателями суши.

Имеется в виду, что тот, кто не стремится быть на виду, и стремления его совершенно отличны от суеты тех, кто наполняет "улицы", людская зависть не способна причинить ему зло.

Как ни странно, но существует парадокс, который сродни чуду. Как раз стремление к духовности приводит к счастливому существованию в этом материальном мире, и наоборот - погоня за материальным "счастьем" как раз и оказывается тем препятствием, что мешает его достижению.

По книге "Михтав ми Элияу" раби Элияу Элиэзера Деслера.

 


 

[1] Маараль "Нетивот Олам", натив "Лев тов".

 

[2] Шмот,4,14

 

[3] Сота,38,2

 

[4]

 

[5] Брахот,20,1

 

[6]  Там же.

Теги: , Переводы, Еврейство

Оставить комментарий

4 комментария

tutti24, 12-05-2017 11:47:52

Скажите, пожалуйста, дурное сердце может причинить вред, само, без дурного глаза?

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 12-05-2017 12:38:44

Злое сердце, на мой взгляд, в первую очередь наносит вред самому себе.

ответить         Ссылка на комментарий
tutti24, 19-05-2017 11:44:08

Ок, но вопрос про вред остальным

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 19-05-2017 12:05:41

"Сердце - тайный и явный побудитель, разум - планировщик и распорядитель, глаз - исполнитель: спаситель или губитель, - вот и судите!"

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий