Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Семнадцатое тамуза — один из четырех постов, установленных нашими мудрецами в память о разрушении Храма (другие три: пост Гедальи — 3 тишрея, пост 10 тевета и пост 9 ава). Десятого тевета началась осада Иерусалима вавилонским войском; 17 тамуза — через 490 лет — враги, на этот раз римляне, проломили городские стены; 9 ава были подожжены оба Храма — и руками вавилонян, и руками римлян…

Пост 17 тамуза начинается с рассвета (в отличие от поста 9 ава, который начинается с вечера и длится до вечера). Проводится он как и все прочие общие посты: в Шмоне-Эсре читают особые вставки, в утренней молитве произносят специальные «слихот», а также «Авину-малкейну»; в минху читают приуроченный к посту отрывок из Торы.

С утра до вечера (до времени появления звезд) ничего не едят и не пьют. Но можно есть и пить в ночь перед постом. Тот, кто по ошибке поел или попил в день поста, продолжает поститься до его окончания. Нельзя споласкивать рот, чистить зубы. Пить и есть разрешается только беременным женщинам, кормящим матерям и больным, но и они едят только для поддержания организма — без излишеств и в скорби. Дети свободны от выполнения законов поста.

Пост предназначен для раскаяния, молитв и раздумий о своем духовном состоянии. По поводу поста, проведенного жителями нечестивого города Нинве (о чем написано в книге пророка Йоны), мудрецы Талмуда сказали: «У Йоны написано — “И увидел Б-г их дела (и простил)”. Не сказано “увидел пост и траур” — но увидел дела!»


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше