Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Лилит — кто она на самом деле?

Кто такая Лилит? Последователи движения феминизма избрали своим символом Лилит — как первую женщину, посмевшую спорить с мужчиной. Есть ли зерно истины в этих представлениях?

Оглавление

Икона феминизма [↑]

— Знать хочешь, кто она?

Всмотрись: Лилит.

— Кто?

— Первая жена

Адама. Берегись косы ее касаться:

Кого она коснется, тот с тех пор

Прикован к ней, не может с ней расстаться.

«Фауст» И.В. Гете

Гете был одним из первых популяризаторов Лилит, и начиная с XIX века, длинноволосая красавица стала появляться в книгах, фильмах, а позже — телевизионных шоу, видеоиграх, японских аниме, комиксах и музыке.

Современное феминистское движение увидело в Лилит пример, достойный подражания. В 1972 году израильская американская журналистка и писательница Лилли Ривлин опубликовала статью о Лилит для феминистского журнала «Ms.», желая оправдать эту… женщину? образ? персонаж? — в глазах современных женщин. А в 1976-м году даже появился еврейский феминистский журнал, который назывался «Лилит», и редакция журнала представляла Лилит как первую женщину, начавшую борьбу за равноправие с мужчинами.

С тех пор интерес к Лилит среди еврейских и нееврейских феминисток растет. Как пишет Лилли Ривлин в послесловии к книге Чья Лилит? (1998): «В конце двадцатого века самодостаточные женщины, вдохновленные женским движением, приняли миф о Лилит как свой собственный. Они превратили ее в женский символ независимости и контроля над собственной судьбой».

Лилит так часто фигурирует в популярной культуре, что далекий от религии человек может предположить, что в Библии этот персонаж играет одну из ведущих ролей. На самом же деле, в еврейских классических текстах это имя вы встретите считанные разы.

Сомнительный источник [↑]

Говоря о Лилит, больше всего современные авторы любят цитировать не самый надежный источник — а именно, средневековую книгу под названием Алфавит Бен-Сира (не путать с Апокрифической книгой II века до н.э. «Мудрость Бен Сира»), где утверждается, что Б-г создал Адама и Лилит одновременно. Согласно этой книге, Лилит отказалась быть с Адамом и сбежала от него, используя Непроизносимое Имя Всевышнего. Ангелы пытались заставить ее вернуться, но она сопротивлялась и отказывалась идти к Адаму. Ну, а после этого якобы Б-г сделал Адаму вторую жену, Еву.

Дело в том, что книга Алфавит Бен-Сира на самом деле не является авторитетным источником в еврейской Традиции. Возможно, тот факт, что в ее названии есть знакомое имя Бен-Сира (автора апокрифического произведения, хотя и не вошедшего в Танах, но пользующегося уважением у мудрецов Талмуда), ввел некоторых людей в заблуждение, и они стали относиться к «Алфавиту Бен-Сиры» с уважением.

Но даже беглое чтение книги любому человеку, знакомому с еврейскими текстами, продемонстрирует, что это не еврейская классика. Напротив — это, скорее, антиклассика, наполненная унизительными и непристойными, подчас — сатирическими, фантазиями на библейские сюжеты. Эта книга не является и никогда не была частью еврейской классической литературы.

Лилит в еврейских источниках [↑]

В Танахе слово «лилит» встречается один раз: в 34-й главе книги Йешаяу, где говорится о том, что будет происходить во время и после войны Гога и Магога. «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе» (34:14). Никакого упоминания об Адаме в этих строках нет.

На самом простом уровне, комментаторы объясняют, что лилит — это какая-то птица (из категории сов или филинов), которая кричит и плачет, особенно ночью. И вот именно в Эдоме, о котором говорит Пророк, эта птица найдет покой.

В дошедших до нас сказках и мифах народов мира филины, совы, кошки часто сопровождают ведьм. Слово лилит, образованное от слова лайла, «ночь» — символизирует эротику и всё, что с нею связано.

Рассказывает Мидраш, что, после убийства Авеля, Адам разошелся с Хавой, рассудив так: «Зачем рожать детей, если они убивают один другого?» В те 130 лет, что они не жили вместе, Адама одолевали эротические вспышки. Считается, что от таких эротических мыслей нечистая сила получает потомство и таким образом размножается.

В вавилонском Талмуде лилит упоминается по крайней мере четыре раза, но ни в одном из этих случаев — не в качестве жены Адама. Талмуд говорит, например, о том, что человеку следует остерегаться спать одному в доме — потому что лилит может напасть на него во сне, — а также упоминает, что лилит может повлиять на исход беременности.

Еврейский текст, в котором много ссылок на лилит, — это Книга Зоар. Ее глубин невозможно постигнуть, не владея тайнами скрытой Торы, но мы можем получить некоторое отдаленное представление о том, чем является (и не является) лилит.

В разделе Зоара «Мидраш hанеэлам», читаем:

«Рав Ицхак сказал от имени Рава: Адам был сотворен вместе еще с кем-то, как сказано, “Мужчиной и женщиной сотворил Он их” (Берешит 5:2), и Бог отделил ее от него и привел ее к нему, как сказано: “И Он взял одну из его сторон (ребер)”. Рав Йеошуа сказал: была Ева до той, которая была отнята, потому что она была злым духом, и другая была дана вместо нее. Сказал Рава: вторая была физическим существом, первая же не была, а была сделана из грязи и нечистоты».

Автору Книги Зоар очевидно, что существо, которое предшествовало Еве, было не человеком, а духом: вредоносным и нечистым. Другой отрывок Зоара, на Вайикра 19а, называет имя злого духа:

«Приходите и посмотрите: есть женщина, дух всех духов, и ее зовут Лилит, и она была сначала с Адамом. И в тот час, когда Адам был сотворен, и его тело было завершено, тысяча духов с левой (дурной) стороны цеплялась за это тело, пока Святой, Благословен Он, не закричал на них и не отогнал их. И Адам лежал, тело без духа, и был зелен, и все эти духи окружали его. В тот час спустилось облако и отогнало всех этих духов. И когда Адам встал, его женщина была присоединена к нему сбоку. И тот святой дух, который был в нем, распространился во все стороны и разросся, и так он стал завершенным. После этого Святой, Благословен Он, разделил Адама на две части, и сделал женщину. И Он привел ее к Адаму в ее совершенстве, как невесту к хупе. Когда Лилит увидела это, она бежала».

Зоар здесь пишет, основываясь на стихах из «Берешит», что Адам был создан как мужчина и женщина, соединенные сторонами/ребрами, и женская сторона этого человека — Ева. Лилит же была духом, который был с Адамом до того, как они с Евой были разделены, а после их разделения и женитьбы — Лилит бежала. Из этого отрывка также ясно, что лилит является злым духом, а не реальным человеком из плоти и крови.

Великий каббалист Аризаль (Рабби Ицхак Лурия) пишет, что Самаэль отвечает за всех «мужских» демонов, называемых Мазиким («вредители»), а его «жена» Лилит отвечает за всех «женских» демонов, называемых Шедим («черти») (Шаар hаПсуким на Псалмы). Гематрия слова «лилит» — 480, и считается, что у нее есть 480 «подчиненных». Аризаль понимал лилит как дух похоти, который все еще существует в мире и представляет опасность.

Зоар определяет лилит как «повергающую мир в руины», поскольку ее роль заключается в том, чтобы привнести безнравственность в умы и действия людей.

Исходя из понимания Аризаля, можно разъяснить два вышеуказанных отрывка из Зоара так. В первом отрывке говорится о том, что в Адаме был заключен «злой дух», который был удален, когда у него появилась жена, и он уже мог обратить своё влечение в святое действо через интимную связь с женой.

Второй отрывок говорит, по сути, о том же: что Лилит, представляющая собой похоть, «бежала», когда Адам вступил в брак со своей невестой, Евой.

Конец Лилит [↑]

Зоар цитирует стих из Йешаяу, в котором упоминается лилит, и поясняет, что после прихода Машиаха лилит, наконец, будет изгнана навсегда:

«Когда Святой, Благословен Он, приведет к разрушению нечестивого Рима и превратит его в руины навечно, Он пошлет туда лилит, и пусть она будет жить в этой разрухе, ибо она разрушает мир. И к этому относится стих: “там отдыхать будет лилит и покой находить себе” (Йешаяу 34:14)».

Основываясь на объяснении Аризаля о Лилит как о партнере сатаны, мы можем понять, почему Зоар называет ее «повергающей мир в руины», ибо ее роль заключается в том, чтобы привнести безнравственность в умы и действия людей. По этой причине, когда придет Машиах и мир достигнет своего совершенного состояния, Лилит, как и сатана, будет полностью уничтожена.

Получив представление о том, чем является «Лилит» в еврейской Традиции, становится очевидно, что еврейские феминистки пали жертвой своего незнания, выбрав такой образ в качестве своего символа — ведь это все равно, что объявить образцом для подражания сатану! И родители, называющие своих девочек Лилит — по сути, называют их «чертовками»…

Когда мы снимем с этого имени романтический ореол и блестки, которыми усыпали его поэты-символисты, останется только то, что передает нам о нем Традиция: злой дух, разрушитель мира, существо, созданное из грязи и нечистоты, которое боится святости и будет уничтожено, когда придет Машиах — да придет он вскоре, в наши дни!

Выводить материалы