Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Посланник — Шалиах

Когда человек не может что-либо сделать сам, он просит об этом других. Многие законы и заповеди Торы тоже возможно исполнить с помощью посланника. В этом вопросе существуют определенные правила и ограничения. Попытаемся в сжатой форме познакомиться с основными из них.

Оглавление

Общие сведения [↑]

Поскольку многие (а быть может, и абсолютно все) жизненные вопросы, как связанные с физиологической сферой, так и с материальной, ментальной или духовной, регламентированы Торой, к каждому из них применяются свои особенные правила и законы.

Когда человеку необходимо, чтобы то или иное действие было осуществлено в соответствии с определенными условиями, ему, как правило, не обязательно осуществлять это действие самому. Он может назначить посланника, который это сделает вместо него, и при этом будет считаться, что действие совершил тот, кто отправил посланника. Так, например, чтобы финансовая сделка считалась действительной по законам Торы, должны выполняться определенные условия. Если посланник учел все эти условия, сделка состоялась, и пославший обязуется исполнить все ее условия, несмотря на то что он лично при заключении сделки не присутствовал.

Назначение посланника [↑]

Для того чтобы назначить посланника, нет надобности в специальных действиях, свидетелях или документах. Достаточно договориться с ним об этом в устной форме. Необходимо только, чтобы посылающий официально назначил его быть его посланником для исполнения определенной миссии или нескольких миссий сразу («Бава Меция», 22а; Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Шлухин вэ-Шутфин», 1:1). Назначение посланника может происходить по телефону (Мааршаг, ч.1, п.250; «Бейт Аба», ч.1, п. 125).

Назначение посланника может быть действительным только в том случае, когда посылающий его сам может исполнить в момент назначения то действие, которое он поручает совершить посланнику («Назир», 12б). Так, например, хозяева жертвенных животных не могли договориться с коэнами, которые приносили в Храме общественные или частные жертвы, чтобы те были их посланниками в этой заповеди, так как им служение в Храме, кроме убоя жертв, запрещено. Поэтому Писание специально назначает коэнов посланниками Творца, которым поручено приносить жертвы всего народа («Эрувин», 81б; «Гитин», 11б).

Посланник по своему усмотрению имеет право назначить вместо себя другого посланника («Арбаа Турим», «Эвен а-Эзер», п.141).

В случае смерти посылающего, назначение посланника автоматически аннулируется («Гитин», 13а). Также назначение посланника аннулируется, если посылающий сошел с ума до того, как было исполнено его поручение, («Арбаа Турим», там же, п.121).

Посланник, исполнивший поручение неточно [↑]

Если посланник специально или непреднамеренно сделал не то, или не совсем то, что ему поручил посылающий его, все сделки считаются аннулированными, ибо посылающий может заявить, что назначал посланника для своей пользы, но не во вред себе (Рамбам, там же, п. 2; «Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 182:2). О чем идет речь? Например, посланник купил слишком дорого или продал слишком дешево, не оформил нужную документацию, не оговорил условия гарантии, сроки поставки товара, не потребовал квитанцию о выплате и т. п. Исключение составляет ситуация, когда посылающий специально оговорил условие, что все действия посланника имеют силу в любом случае, включая явные ошибки и промашки.

Кого невозможно назначить в качестве посланника? [↑]

Посланником может быть как мужчина, так и женщина. Они должны быть обязательно евреями, достигшими возраста, когда человек обязан по Торе исполнять заповеди (т. е. юноша с возраста 13 лет и девушка с возраста 12 лет). Умалишенные и глухонемые не могут выступать в качестве посланников. Еврей не может быть посланником для нееврея (Рамбам, там же, 2:1-2; «Шулхан Арух», там же, 188:1-2). Во времена, когда были рабы, они могли выполнять роль посланника, но не для исполнения тех заповедей, которые они исполнять не обязаны (Рамбам, «Илхот Ишут», 3:17).

Посланник — как пославший его [↑]

В отношении разрешенных действий существует правило: «посланник — как пославший его». Что имеется в виду? То действие, которое совершил посланник, всецело засчитывается тому, кто ему это поручил сделать. Но данное правило действует только в случае, когда поручение было дано в соответствии с законами о посланнике (Рамбам, там же, 3:15; «Шулхан Арух», там же, 188:1-2).

Посланник для совершения нарушения [↑]

Предположим, что некто решил преступить закон Торы. Причем сделать это он хочет с помощью другого человека. Например, он замыслил убийство и нанял для этой цели наемного убийцу. Предположим также, что им это удалось, и неугодный конкурент был убит. На ком лежит основная тяжесть этого тяжкого преступления: на организовавшем его или на исполнившем практически? Или, выражаясь принятым в Талмуде и в кодексе законов «Шулхан Арух» языком, кто является истинным убийцей — посланник или пославший?

Правило гласит, что в отношении любых нарушений Торы не может идти речь о посланнике («Шулхан Арух», там же, 182:1). Причиной этого является простое логическое правило: «Если начальник однозначно запретил тебе совершить какое-либо действие, а его подчиненный поручает тебе совершить именно его, то кого следует слушать?!» Другими словами, если Творец напрямую указал в Торе, что некое действие запрещено, и кто-либо поручит другому человеку его совершить, ответственность за это действие всецело ляжет на того, кто исполнит его на практике, ибо он должен исполнять волю Творца, а не противоречащие Его предписаниям поручения сотворенных Ими созданий.

Данное правило распространяется и на совершение запретов мудрецов. Понятно, что пославший другого человека совершить запрещенное действие получит наказание за организацию и подготовку нарушения, а также за то, что он спровоцировал другого на совершение запрещенного действия, но наказание за само действие как таковое, понесет тот, кто его совершил.

В данном правиле существует три исключения. Иными словами, отправив посланника с поручением совершить один из трех видов нарушений, пославший в полной мере несет ответственность за содеянное. Первое нарушение — использование храмового имущества в бытовых целях («меила»). Второе — хищение оставленного на хранение имущества («шлихут яд»). Третье — продажа или шхита украденной овцы или быка («твиха вэ-мэхира»). В отношении этих трех нарушений в Торе специально оговорено, что на них не распространяется общее правило о том, что «не бывает посланника на запрещенные действия».

Вероятность того, что посланник исполнил поручение [↑]

Существует достаточно большая уверенность в том, что посланник исполнил поручение, и, полагаясь на это, в отношении многих законов Торы пославший не обязан дополнительно проверять, исполнил ли посланник поручение. Так же и в случае, когда нет возможности это проверить, мы полагаем, что поручение исполнено.

Согласно данному правилу, иногда может возникнуть довольно сложная ситуация. Так, например, в Талмуде говорится, что посвящение женщины в жены (после чего на ней запрещено жениться всем другим мужчинам, а ему запрещено жениться на ее близких родственницах) можно осуществить с помощью посланника. Как быть в случае, если посланник умер или исчез и невозможно установить, исполнил ли он свою миссию? Можно это выяснить у предполагаемой супруги. Но если посылающий назначил посланника посвятить ему какую-либо женщину, на усмотрение посланника, и тот исчез, ситуация усложняется. Пославшему запрещено жениться вообще, ибо мы уверены, что посланник исполнил поручение, но какую женщину он посвятил пославшему его мужчине, мы выяснить не можем, и получается, что любая женщина может теоретически оказаться близкой родственницей его неизвестной жены и, следовательно, запрещена ему навсегда.

Уровень заповеди гораздо выше, если человек исполняет ее лично, а не с помощью посланника [↑]

Можно назначить посланника для исполнения ряда заповедей. Если при назначении посланника были соблюдены все необходимые для этого условия, заповедь считается исполненной посылающим. Есть общее правило, которое гласит, что значимость исполнения заповеди гораздо выше, когда человек исполняет ее самостоятельно, а не с помощью посланника («Кидушин», 41а). Кроме этого, существуют заповеди, которые человек обязан исполнить лично, и для исполнения которых он не вправе назначить посланника.

Из этого правила есть исключение: исполнение заповеди мишлоах манот (послание подарков ближнему в Пурим). В данном случае считается, что более преимущественное исполнение заповеди предусматривает посылание угощений именно с помощью посыльного («Биньян Цион», п.44; «Мишна Брура», 695:18).

Посланники для исполнения заповеди защищены Свыше [↑]

Мудрецы Талмуда сообщают радостную закономерность: с посланниками заповеди (т. е. теми, кого послали исполнить заповедь и, тем более, теми, кто исполняет заповедь по собственной инициативе) не случится в пути ничего дурного. Они защищены Свыше. Данное правило не распространяется на ситуации повышенного риска («Псахим», 8б).

Выводить материалы