Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2

Польские евреи

3 января 2018 года, Неизвестный автор
темы: Галут, Диаспора, Местечко

История евреев на польских землях насчитывает более тысячи лет. В ней были и долгие периоды религиозной толерантности, но и также практически полное уничтожение, произведённое нацистским немецким государством во время оккупации Польши. Первые небольшие еврейские общины существовали в Польше уже к XIII веку, а затем польское еврейское население значительно увеличилось, приняв евреев, изгнанных из других стран Европы[3], в том числе из Германии (1346), Австрии (1420), Испании (1492), Португалии (1497), Франции (1394), Киева (1886), Москвы (1891), Венгрии (1349—1526 и 1686—1740). Король Казимир III Великий считается покровителем евреев в Польше. В 1334 году Казимир Великий вывел евреев из-под юрисдикции немецкого права и с того времени еврейские общины напрямую находились под юрисдикцией королевского суда[4]. После решения Казимира Великого обеспечивающего безопасность и интересы евреев, Польское Королевство стала пристанищем семитского народа, изгнанного из всей остальной Европы. Со времён основания Польского Королевства, через весь период существования созданной в 1569 году Республики Обоих Народов, и до периода военных поражений восстания Хмельницкого и Потопа в XVII веке, Польша была единственным толерантным к евреям государством Европы, став домом для одной из крупнейших и динамично развивающихся еврейских общин. Неслучайно современники называли тогдашнюю Польшу «Еврейским раем» (лат. paradisus Iudaeorum). Это название происходит из выражения: «Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев (польск. Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów)», происходящего с начала XVII века[5]. Согласно Станиславу Коту, фраза впервые появляется в пасквиле 1606 года анонимного автора, называющемся Paskwiliusze na królewskim weselu podrzucone. Автор этого текста, по видимому мещанин или католический священник, критикует привилегии шляхты и экономически с ней связанных евреев[6]. Краковский раввин XVI века Моисей Иссерлес подчёркивал, что если бы Бог не дал евреям Польши как убежища, судьба израильского народа была бы, по видимому, уничтожение[7]. Однако, когда польско-литовская уния стала ослабевать по причине войн и религиозных конфликтов (между протестантами и католической контрреформацией, а также между православными и брестской унией), исчезла также и традиционная польская толерантность. В общем, со второй половины XVII века ухудшилось положение польских евреев. После III раздела Польши в 1795 годы, населявшие её евреи, также как и остальное население, стали подданными Российской империи, Австро-Венгрии, королевства Пруссии. Условия жизни еврейских общин отличались в зависимости от страны-оккупанта. В Российской империи для проживания евреев установлена черта оседлости. В XIX веке произошли большие изменения — усилилась миграция евреев в города, где появился еврейский пролетариат, а также миграция за пределы Европы[8]. Появились организационные тенденции ассимиляции и религиозной реформы иудаизма, в 1812 году (в Пруссии) и 1822 (в России) евреям даны гражданские и политические права. Появились еврейские политические организации — консервативной, социалистической и сионистской направленостей, большая часть еврейского пролетариата поддержала коммунизм. После восстановления независимости Польши, в ней проживало более 3 миллионов евреев, что являлось одной из наибольших еврейских популяций в мире. Большой проблемой являлся усиливающийся антисемитизм. Вскоре после нападения нацистской Германии на Польшу, немцы начали организованную акцию уничтожения еврейского населения Европы и Польши, известную как Холокост. В результате этого геноцида погибло более 90 % польских евреев. Множество евреев воевали в Войске Польском в сентябрьской войне 1939 года. После войны большинство из 180—240 тысяч спасшихся приняли решение об эмиграции из Польши в воссозданное Государство Израиль, США или в Южную Америку. Большую роль в этом решении сыграли еврейские погромы 1945—1946 года, например Погром в Кельце. Те, кто остался, были вынуждены эмигрировать в конце 60-х годов, под давлением антисемитской кампании. После падения коммунизма в Польше в 1989 году те, кто были польскими гражданами перед второй мировой войной или потеряли гражданство в период коммунизма, получили возможность его восстановить. Польская еврейская община оценивается в размере от 8 до 12 тысяч человек, хотя численность граждан Польши, имеющих еврейские корни, но не связанных с иудаизмом или еврейской культурой, значительно больше, и оценивается от 100 до 300 тысяч человек. В Израиле живёт примерно 1,25 миллиона человек, имеющих право на восстановление польского гражданства. Значительное количество польских евреев и их потомков живут в США. Некоторое количество автохтонного еврейского населения сохранилось и на Восточных Кресах.
  Неизвестный автор  — Польский еврей. Польша, 1927 год

Польский еврей. Польша, 1927 год

Неизвестный автор
Хон Шлейфер, восьмидесять пять лет. Точильщик, механик, изготовитель зонтиков и знахарь. Ломжа, 1927 Альтер Кацизне
  Неизвестный автор  — Хедер в Люблине. 1924 год

Хедер в Люблине. 1924 год

Неизвестный автор
фотограф Альтер Кацизне
  Неизвестный автор  —

Неизвестный автор
В девяносто три года этот деревенский портной может без очков вдеть нитку в иголку. Парысув, 1926
  Неизвестный автор  — Слесарь в Замбруве. Белосток

Слесарь в Замбруве. Белосток

Неизвестный автор
Слесарь Элияу. Двенадцать лет был слеп на один глаз, но согласился на операцию только после того, как ослеп на оба глаза. Замбрув
  Неизвестный автор  — Шабес клайпер. Люблин, 1926 год

Шабес клайпер. Люблин, 1926 год

Неизвестный автор
Азриельке, Shabes-klaper. По пятницам вечером он стучит по ставням, объявляя о начале Субботы. Бяла-Подляская, 1926
  Неизвестный автор  — Пожилой еврей учит читать своего внука. Бяла-Подляская, 1926.

Пожилой еврей учит читать своего внука. Бяла-Подляская, 1926.

Неизвестный автор
Вольф Нахович, могильщик, учит читать своего внука, пока довольная бабушка наблюдает
  Неизвестный автор  — Отец и сын.  Бяла-Подляская, 1926

Отец и сын. Бяла-Подляская, 1926

Неизвестный автор
Отец и сын. Кузнец Лейзер Бавул не говорит, сколько ему лет, боясь сглаза, но ему должно быть больше ста лет. Теперь кузнечным делом занимается его сын, а отец стал доктором - вправляет сломанные руки и ноги
  Неизвестный автор  — Дом престарелых в Ровно. 1925 год

Дом престарелых в Ровно. 1925 год

Неизвестный автор
  Неизвестный автор  — Группа евреев в люблинской провинции. 1926 год

Группа евреев в люблинской провинции. 1926 год

Неизвестный автор
Альтер Кацизне назвал эту фотографию Диспутом
  Неизвестный автор  — Евреи в Чорткове. 1925 год

Евреи в Чорткове. 1925 год

Неизвестный автор
Автор фотографии Альтер Кацизне сфотографировал евреев на фоне плаката с объявлением о его же лекции
  Неизвестный автор  — Сидуры на продажу

Сидуры на продажу

Неизвестный автор
  Неизвестный автор  — Синагога Шауля Валя в Люблине. 1924 год

Синагога Шауля Валя в Люблине. 1924 год

Неизвестный автор
Синагога названа в честь одного еврея, который на одну ночь стал правителем польского королевства в 16 веке. Самая старая синагога в городе
  Неизвестный автор  — Портной в Кутно. 1927 год

Портной в Кутно. 1927 год

Неизвестный автор
Арон-Нохем за своей шевейной машинкой
  Неизвестный автор  — Варшава. 1928 год

Варшава. 1928 год

Неизвестный автор
Фейвл Табакмен, бывший политзаключенный, точит по улицам ножи
  Неизвестный автор  — Хасид и военный. 1915 год

Хасид и военный. 1915 год

Неизвестный автор
из книги М. Наора Еврейский народ в 20 веке. история в фотографиях
  Неизвестный автор  — Чортков. 1925 год

Чортков. 1925 год

Неизвестный автор
Плотник и его внучка