Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Доверие к детям

Доверие — это открытые, положительные отношения между людьми. Доверие — это сила, дающая человеку возможность расти и развиваться и оказывающая колоссальное влияние на его внутренний мир, и это особенно важно в отношениях между детьми и родителями. Доверие полностью меняет суть душевной связи между родителями и ребенком. Когда доверия нет, ребенок в глазах родителя слишком неумел, неопытен, зависим и нуждается в постоянных напоминаниях и неусыпной опеке. Когда есть доверие к ребенку, вера в него, уверенность, что на него можно положиться, ребенок расправляет крылья и получает возможность раскрыть свой потенциал, доказать самому себе и взрослым свою зрелость и самостоятельность.

Оглавление

Доверие — сила, исходящая от Б-га [↑]

В книге «Шатер Яакова и Леи» рав Шленгер спрашивает:
«Почему написано: “Б-г веры” (ивр. Кель эмуна)? Потому что Он верил в мир, который создал (Сифри). То, что привело к сотворению мира — это вера Б-га, вера в то, что этот мир, несмотря на свое несовершенство, способен продвигаться и достичь идеального состояния. Без этой веры не было бы сотворения мира. Иначе как можно ожидать, что маленький, ограниченный рамками, сотворенный воплотит замысел Бесконечного Б-га?

Доверие — это сила, дающая жизнь и развитие. “Б-г верит в свой мир” — это значит, что он раскрыл миру, что тот имеет скрытый потенциал, внутреннее содержание, и этим самым дал ему силу приближаться к совершенству.

Доверие позволяет образоваться связи между Совершенным и Великим Творцом и маленьким ограниченным творением. Доверие сокращает расстояние между ними таким образом, что отношение Б-га к творению исходит не из ничтожности сотворенного, а из знания о той силе, которую до поры до времени таит творение.

Такое отношение Б-га вызывает у сотворенного стремление достичь совершенства, стремление развить свой потенциал, к раскрытию которого направляет его Б-г, и к полному воплощению смысла своей реальности».

Доверие к личности ребенка [↑]

Такую же природу имеет доверие родителей к ребенку, и так растет и развивается личность человека. Родители и учителя — посланцы Б-га в вверенном им мире души ребенка, поэтому им необходимо знать о его потенциале и руководствоваться им. Родителям следует помнить об этом, когда они общаются со своим детьми, и не оценивать их только по их поступкам. Тогда детям становится ясно, что их личность не ограничивается их поступками и совершенными ошибками, а распространяется на те внутренние позитивные силы, которые дремлют до поры до времени.

Доверие родителей к ребенку — это, образно говоря, «магнит», который притягивает и вытягивает наружу все то хорошее, честное, светлое и сильное, что находится внутри.

Что такое настоящее воспитание? [↑]

Опекающий ребенка называется на святом языке оман (воспитатель). Мы встречаем это определение в книге Дварим: «Как несет опекающий младенца». Также в Мегилат Эстер читаем, что Мордехай был оменАдасы (Эстер). Оман это тот, кто дает эмун — доверие, и именно так и должно происходить воспитание ребенка: обнаружить и раскрывать внутренние богатства его личности и вести его к тому, чтобы тот в полной мере и умело ими воспользоваться.

«Как несет воспитатель младенца» — это означает «поднимать» и «возвышать» ребенка, и в этом-то и состоит основная задача воспитания: не давать ребенку топтаться и погрязать в болоте собственных недостатков, но возвышать его своей верой в него и в то многое и особенное,на что он способен.

На святом языке слово «мать» — «эм» — образовано от того же корня, что и слово доверие — «эмун», и слово «вера» — «эмуна», и в этом заключается тайна и великая сила материнства.

Поверхностные решения [↑]

Очень часто родители, обращаясь за помощью или советом по воспитанию, ищут решений поверхностных задач. «Как заставить его делать уроки?», «Как научить его вежливо разговаривать?», «Как приучить его аккуратно есть?», «Как приучить его слушаться?»

Все эти вопросы важны, и, безусловно, необходимо приучать ребенка к правилам поведения в цивилизованном обществе, но все — это вопросы второстепенной важности. Главное в воспитании — это отношения родителей и детей. Верят ли родители и учителя (и воспитатели) в ребенка? Рассмотрели ли они, что за поступками скрывается личность ребенка, которой, как воздух, необходимо, чтобы в нее верили? — вот что главное.

Вера личность ребенка [↑]

В каждом человеке заложены скрытые способности и таланты. Зачастую родители так заняты собой, своей жизнью, что не уделяют достаточно времени и необходимого терпения, чтобы разгадать эту загадку — что скрывает внутри себя личность моего ребенка? Какие силы в нем заложены, какой потенциал, какие задатки? Как мне помочь ему раскрыть себя? Как мне не затоптать то хорошее и светлое, что сокрыто в нем? Как своим равнодушием или поверхностным отношением не лишить его веры в себя, в то, что он может многого достигнуть?

Способности ребенка — это его внутренний компас. Ребенок интуитивно знает, к чему тянуться. В том, к чему он тянется, и есть его внутренний дар. Просто нужно поверить: богатство его личности поведет его к тому, чтобы воплотить себя, свои мечты и свои задатки.

Зачастую родители, исходя из поверхностного отношения, не доверяют ребенку и его таланту, они уговаривают или просто заставляют его заниматься чем-то другим, к чему у него вообще не лежит душа. Получается, что ребенок проигрывает дважды: то, к чему он стремится, ему не позволяют, а то, к чему его подталкивают, ему не интересно, и, соответственно, он не вкладывает себя в полную силу, отлынивает и не сможет добиться успеха.

Доверие к чувствам ребенка [↑]

Для многих родителей может прозвучать новостью, что, оказывается, дети не испытывают тех чувств, которые, по мнению родителей, должны испытывать и которых от них ожидают. Часто родители заставляют детей «чувствовать» то, что хотят родители, а это, конечно, обречено на провал.

В такой ситуации ребенок теряется. Во-первых, он затрудняется объяснить родителям, чем вызваны его чувства, а во-вторых, и это намного хуже, он перестает доверять себе.

Доверие ребенка к самому себе невероятно важно. Это чувство — сформированное или не сформированное в детстве — сопровождает потом человека на протяжение всей его жизни.

«Можно мне доверять этому человеку или нельзя? Стоит мне быть откровенным с ним или нет? Можно мне сблизиться с этим человеком или стоит держаться от него подальше?» При возникновении этих вопросов у человека нет другого критерия и компаса, кроме его интуиции, и если он вырос с доверием к своим чувствам, то будет придерживаться их и избежит неприятностей.

Если же с детства человека приучили не доверять себе, если постоянно доказывали его, что его ощущения и чувства ложны, и он должен чувствовать что-то совсем другое, то он лишается внутреннего ориентира и способен довериться тому, кому доверять нельзя.

Никто не застрахован от ошибок, но человек, воспитанный на доверии к себе и привыкший доверять себе сам, обладает большей внутренней силой справляться с проблемами и возрождаться к новой жизни после того, как ему пришлось пройти через испытания.

Выводить материалы