Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Шавуот

Отложить Отложено

Рабби Борух из Меджибужа זצק''ל, זי''ע говорил, что перед Шавуот нужно трепетать больше, чем перед Рош Ашана. Рош Ашана – это день Суда, когда определяется материальная жизнь человека, сколько он получит в наступающем году, и в дальнейшем, его "а штикл булка", как он говорил. В Шавуот решается, каковы будут отношения человека с Торой, его духовная жизнь. Поэтому этот праздник важнее, перед ним следует трепетать больше. В благословениях Торы мы говорим "дарующий Тору", а не "даровавший Тору", Всевышний и сегодня даёт нам Тору согласно тому, что мы достойны, это происходит каждый год и каждый день по-новому с каждым из нас.

Книга "Меор Эйнаим" предлагает задуматься. Еврейская книга, "сейфер", например, лист Талмуда. Каждый заглянувший увидит в ней что-то своё, согласно своему уровню и заслугам. Ребёнок не умеющий читать скажет, что это лист с какими-то значками. Наученный грамоте, сможет различить и прочитать отдельные буквы и слова. Тот, кто уровнем выше способен узнать, что это Мишна, а это Гмара, вот "кушия", а вот "тируц", вот Раши, а вот, что возражает на него Тойсфос. Чем больше еврей, который учит этот лист, тем больше он сможет из него извлечь. Величайшие мудрецы и праведники способны на многое. Они могут дать верный совет в области бизнеса, медицины, отношений между людьми и в семье. Они могут видеть на расстоянии и предвидеть будущее, для них открыто многое из того, что скрыто. Это видение и эту силу они получают из Торы. Принято считать, что есть какие-то особые книги, изучив которые, они получили свои способности. В целом, это заблуждение. Разумеется, мудрец знает много книг, больше, чем другие. Но каждый близко с ними знакомый может засвидетельствовать, что в основном они учат тоже, что и мы. Разница лишь в том, что они в книге видят. У евреев нет секретных библиотек, все книги Торы открыты и доступны. То, что мы в них поймём, зависит только от духовного уровня и уровня интеллекта. Так Всевышний дарует каждому его Тору, один и тот же лист с конечным количеством букв и знаков учит разных людей по-разному. Всё чему мы научимся в наступающем году, и какого уровня Тору получим, решается в Шавуот. А от этого зависит насколько мы станем мудрее, благороднее, праведнее, или, наоборот, останемся, не дай Б-г дикими, эгоистичными и хищными. Всё это решается на Шавуот, поэтому нужно готовиться к этому дню и молиться изо всех сил.

В Талмуде в трактате Шабат есть сугия посвящённая Дарованию Торы. В ней есть интересный спор, когда это произошло. Рабби Йоси считал, что хотя праздник Шавуот 6 Сивана, Тора была дарована днём позже, седьмого числа. По его мнению, Моше Рабейну ввёл по своему усмотрению три изменения в Тору и Всевышний с ним согласился. После Дарования Торы он развёлся со своей женой, увидев грех золотого тельца, он по собственной инициативе разбил Скрижали, к подготовке к Дарованию Торы он прибавил ещё один день, и Тора была дарована 7 Сивана. О том, почему он это сделал, и подробное обсуждение этой темы посмотрите в книге. Из изучения этого отрывка напрашивается вывод, что основное мнение – это мнение рабби Йоси. Комментатор Шулхан Аруха "Маген Авраам" задаёт вопрос, если так, как же мы благословляем в Шавуот "праздник Дарования нашей Торы", если она была дарована позже. На основании этого вопроса и ещё нескольких кушиёт "Шулхан Арух Арав", автора Тании устанавливает в качестве Закона два положения. Тора заповедует справлять праздник Шавуот на пятедесятый день счёта Омера, а не в годовщину Дарования Торы. В не зависимости от того, когда это было исторически, наша мицва и наше Дарование Торы в этот день. Второе: правильнее расчёт тех, кто спорил с рабби Йоси и тогда, после Исхода из Египта Тора была дарована именно 6 Сивана.

По всем мнениям Тора была дарована в Шабат. И это не случайно!

Шавуот – это хупа, свадьба нашего народа с Женихом Всевышним. Как невеста, готовясь к свадьбе, украшается 24 видами украшений, так и евреи стараются украситься к этому дню знанием 24 книг ТаНаХа. С этим связан обычай не спать в ночь праздника, а учить Тору, читать "Тикун ночи Шавуот". Тикун представляет собой в сокращении всю Тору. Это отрывки из всех глав Торы, всех книг Пророков и Писаний, всй Мишны. В Тикуне есть также отрывки из Сейфер Йецира и святого Зоара, а также перечисление всех 613 мицвот Торы. После каждой части Тикуна говорят Кадиш. Всё это привлекает к нам любовь нашего Жениха, Всевышнего. Святой Шло приводит поразительную историю, которую рассказал раби Шломо Алькобиц, автор "Леха доди" זצק''ל, זי''ע . В ночь Шавуот он вместе с другими учениками рабби Йосефа Каро, автора "Шулхан Аруха" читал Тикун. Вдруг они услышали голос с Небес, голос самой Шхины, который открыл, какое колоссальное удовольствие доставляет это чтение самому Всевышнему.

***

Шавуот – это юрцайт святого Баал Шем Това. Читающие истории про него конечно помнят, как в своё время реб Гершон, брат жены Бешта пытался воспитать неучёного родственника. Когда Баал Шем раскрылся, всё встало на свои места и реб Гершон из Китова זצק''ל стал его преданным учеником. Со временем он уехал в Эрец Исраэль, после Шестидневной войны его могила была обнаружена на Масличной горе. Баал Шем Тов переписывался с шурином. Почты тогда не было, и письма отправлялись по случаю, с евреями, которые ехали в Эрец Исраэль или обратно. Одно такое письмо не дошло до реб Гершона, а поэтому оно дошло до нас. В нём Бешт описывает события нескольких лет, преследования евреев, эпидемию, которую он с учениками пытались победить, чтением "Питум акторет" в миньяне. Среди прочего он пишет, что применил "способ известный тебе" и его душа имела алию, поднялась Наверх. Там она побывала в Ган Эден в различных дворцах. Там царит невероятная радость, и учат Тору. Попал он и во дворец Машиаха. На вопрос когда же господин придёт, тот ответил "кашер яфуцу меянехо хуца" – "когда разольются твои источники".

Когда вышла в свет книга "Шивхей Бешт" с историями и чудесами Баал Шема, рабби Менахм Нухем из Чернобыля  זצק''ל, זי''ע просмотрел книгу и сказал, что всё здесь описанное он тоже способен сделать. Но до Баал Шем Това ему ещё очень далеко. Он говорил, что у него нет никакого сомнения, что если еврей даже очень далёкий, даже в Германии способен искренне вздохнуть о своём положении – это только благодаря силе Бешта. Баал Шем Тов оживил и оживляет весь наш народ, не зря его имя Исраэль, также как и у еврейского народа.

Доброго светлого вам праздника!

Яков Доктор 057-3199742

Теги не заданы