Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Шавуот

16 мая 2010, 15:50

Отложить Отложено

Рабби Борух из Меджибужа זצק''ל, זי''ע говорил, что перед Шавуот нужно трепетать больше, чем перед Рош Ашана. Рош Ашана – это день Суда, когда определяется материальная жизнь человека, сколько он получит в наступающем году, и в дальнейшем, его "а штикл булка", как он говорил. В Шавуот решается, каковы будут отношения человека с Торой, его духовная жизнь. Поэтому этот праздник важнее, перед ним следует трепетать больше. В благословениях Торы мы говорим "дарующий Тору", а не "даровавший Тору", Всевышний и сегодня даёт нам Тору согласно тому, что мы достойны, это происходит каждый год и каждый день по-новому с каждым из нас.

Книга "Меор Эйнаим" предлагает задуматься. Еврейская книга, "сейфер", например, лист Талмуда. Каждый заглянувший увидит в ней что-то своё, согласно своему уровню и заслугам. Ребёнок не умеющий читать скажет, что это лист с какими-то значками. Наученный грамоте, сможет различить и прочитать отдельные буквы и слова. Тот, кто уровнем выше способен узнать, что это Мишна, а это Гмара, вот "кушия", а вот "тируц", вот Раши, а вот, что возражает на него Тойсфос. Чем больше еврей, который учит этот лист, тем больше он сможет из него извлечь. Величайшие мудрецы и праведники способны на многое. Они могут дать верный совет в области бизнеса, медицины, отношений между людьми и в семье. Они могут видеть на расстоянии и предвидеть будущее, для них открыто многое из того, что скрыто. Это видение и эту силу они получают из Торы. Принято считать, что есть какие-то особые книги, изучив которые, они получили свои способности. В целом, это заблуждение. Разумеется, мудрец знает много книг, больше, чем другие. Но каждый близко с ними знакомый может засвидетельствовать, что в основном они учат тоже, что и мы. Разница лишь в том, что они в книге видят. У евреев нет секретных библиотек, все книги Торы открыты и доступны. То, что мы в них поймём, зависит только от духовного уровня и уровня интеллекта. Так Всевышний дарует каждому его Тору, один и тот же лист с конечным количеством букв и знаков учит разных людей по-разному. Всё чему мы научимся в наступающем году, и какого уровня Тору получим, решается в Шавуот. А от этого зависит насколько мы станем мудрее, благороднее, праведнее, или, наоборот, останемся, не дай Б-г дикими, эгоистичными и хищными. Всё это решается на Шавуот, поэтому нужно готовиться к этому дню и молиться изо всех сил.

В Талмуде в трактате Шабат есть сугия посвящённая Дарованию Торы. В ней есть интересный спор, когда это произошло. Рабби Йоси считал, что хотя праздник Шавуот 6 Сивана, Тора была дарована днём позже, седьмого числа. По его мнению, Моше Рабейну ввёл по своему усмотрению три изменения в Тору и Всевышний с ним согласился. После Дарования Торы он развёлся со своей женой, увидев грех золотого тельца, он по собственной инициативе разбил Скрижали, к подготовке к Дарованию Торы он прибавил ещё один день, и Тора была дарована 7 Сивана. О том, почему он это сделал, и подробное обсуждение этой темы посмотрите в книге. Из изучения этого отрывка напрашивается вывод, что основное мнение – это мнение рабби Йоси. Комментатор Шулхан Аруха "Маген Авраам" задаёт вопрос, если так, как же мы благословляем в Шавуот "праздник Дарования нашей Торы", если она была дарована позже. На основании этого вопроса и ещё нескольких кушиёт "Шулхан Арух Арав", автора Тании устанавливает в качестве Закона два положения. Тора заповедует справлять праздник Шавуот на пятедесятый день счёта Омера, а не в годовщину Дарования Торы. В не зависимости от того, когда это было исторически, наша мицва и наше Дарование Торы в этот день. Второе: правильнее расчёт тех, кто спорил с рабби Йоси и тогда, после Исхода из Египта Тора была дарована именно 6 Сивана.

По всем мнениям Тора была дарована в Шабат. И это не случайно!

Шавуот – это хупа, свадьба нашего народа с Женихом Всевышним. Как невеста, готовясь к свадьбе, украшается 24 видами украшений, так и евреи стараются украситься к этому дню знанием 24 книг ТаНаХа. С этим связан обычай не спать в ночь праздника, а учить Тору, читать "Тикун ночи Шавуот". Тикун представляет собой в сокращении всю Тору. Это отрывки из всех глав Торы, всех книг Пророков и Писаний, всй Мишны. В Тикуне есть также отрывки из Сейфер Йецира и святого Зоара, а также перечисление всех 613 мицвот Торы. После каждой части Тикуна говорят Кадиш. Всё это привлекает к нам любовь нашего Жениха, Всевышнего. Святой Шло приводит поразительную историю, которую рассказал раби Шломо Алькобиц, автор "Леха доди" זצק''ל, זי''ע . В ночь Шавуот он вместе с другими учениками рабби Йосефа Каро, автора "Шулхан Аруха" читал Тикун. Вдруг они услышали голос с Небес, голос самой Шхины, который открыл, какое колоссальное удовольствие доставляет это чтение самому Всевышнему.

***

Шавуот – это юрцайт святого Баал Шем Това. Читающие истории про него конечно помнят, как в своё время реб Гершон, брат жены Бешта пытался воспитать неучёного родственника. Когда Баал Шем раскрылся, всё встало на свои места и реб Гершон из Китова זצק''ל стал его преданным учеником. Со временем он уехал в Эрец Исраэль, после Шестидневной войны его могила была обнаружена на Масличной горе. Баал Шем Тов переписывался с шурином. Почты тогда не было, и письма отправлялись по случаю, с евреями, которые ехали в Эрец Исраэль или обратно. Одно такое письмо не дошло до реб Гершона, а поэтому оно дошло до нас. В нём Бешт описывает события нескольких лет, преследования евреев, эпидемию, которую он с учениками пытались победить, чтением "Питум акторет" в миньяне. Среди прочего он пишет, что применил "способ известный тебе" и его душа имела алию, поднялась Наверх. Там она побывала в Ган Эден в различных дворцах. Там царит невероятная радость, и учат Тору. Попал он и во дворец Машиаха. На вопрос когда же господин придёт, тот ответил "кашер яфуцу меянехо хуца" – "когда разольются твои источники".

Когда вышла в свет книга "Шивхей Бешт" с историями и чудесами Баал Шема, рабби Менахм Нухем из Чернобыля  זצק''ל, זי''ע просмотрел книгу и сказал, что всё здесь описанное он тоже способен сделать. Но до Баал Шем Това ему ещё очень далеко. Он говорил, что у него нет никакого сомнения, что если еврей даже очень далёкий, даже в Германии способен искренне вздохнуть о своём положении – это только благодаря силе Бешта. Баал Шем Тов оживил и оживляет весь наш народ, не зря его имя Исраэль, также как и у еврейского народа.

Доброго светлого вам праздника!

Яков Доктор 057-3199742

Теги не заданы