Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В какой день реально была дарована Тора?

Темы: Песах, Дарование Торы, Шавуот, Еврейский календарь, Рав Эльяким Залкинд, Исход из Египта

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав Эльяким. В дополнение к вопросу о Шавуоте есть ещё один важный вопрос. Почему дарование Торы отмечается как праздник на 50-й день от Песаха, тогда как евреи пришли к горе Синай только в «третий месяц по исходе… в самый день новолуния» (Исх. 19, 1)? Получается, если прошло не менее двух месяцев, то это, как минимум, 56 дней. И выходит, что Шавуот привязали к сельскохозяйственному празднику приношения хлеба (Лев. 23, 15)? Объясните, пожалуйста, в какой день реально была дарована Тора, и если не у горы Синай, то где? Или «третий месяц» не от исхода, а от начала года? Тогда всё равно получаются два месяца между Песахом и Шавуотом. Непонятно… Спасибо. Борис

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте, уважаемый Борис.

Нет основания сомневаться в том, что Тора была дарована на горе Синай, так говорится ясно в самой Торе (Шмот 19, 20 и в других местах). Нет сомнения и в том, что это было через пятьдесят дней после исхода из Египта (подробнее — чуть ниже). Третий же месяц от исхода, который упоминается в рассказе о вступлении в пустыню Синай и размещении напротив горы (Шмот 19, 1-2), получается так: дни от 15-го Нисана до конца месяца засчитываются как один месяц (таков язык Торы: даже один день другого месяца рассматривается при подсчете времени как целый месяц). Затем — весь месяц Ияр. И первый день Сивана, когда евреи пришли к горе, назван началом третьего месяца. В шестой день Сивана (см. ниже дополнение) была дарована Тора, на пятидесятый день от следующего после выхода из Египта дня (15 дней Нисана: с 16-го по 30-е, 29 дней Ияра и 6 дней Сивана).

Теперь только надо добавить, что в Талмуде есть еще одно мнение (принадлежащее Раби Йоси): что Тора была дарована 7-го Сивана, а в месяце Нисан в тот год было не 30, а 29 дней. (Ведь начало месяца устанавливается, согласно закону, решением специального суда мудрецов на основании показаний свидетелей, которые видели молодой месяц своими глазами; а это может случиться после 29 или 30 дней предыдущего месяца). И тогда подсчет дней будет таков: 14 дней Нисана: с 16 по 29, 29 дней Ияра и 7 — Сивана, всего — 50. И по обоим мнениям Тора была дарована в субботу. (Подробнее, со всеми нюансами можно изучить эту тему в Талмуде, трактате Шабат, 86 б-88а. См. также Сэдэр Олам Рабба, гл. 5 и 6).

Но в любом случае праздник Шавуот во всех поколениях, согласно заповеди Торы (Ваикра 23, 15-21, Дварим 16, 9-10), приходится на пятидесятый день от второго дня Песаха — 16-е Нисана, и он мог выпадать иногда на 5-ое, 6-ое или 7-ое Сивана, в зависимости от времени освящения месяцев Ияра и Сивана. В нашем же календаре, с рассчитанными и установленными датами смены месяцев, — в Нисане 30, в Ияре 29 дней, и Шавуот выпадает всегда на 6-ое Сивана. (Даты были рассчитаны и установлены в начале периода Талмуда, мы пользуемся этим календарем, пока не будет восстановлен специальный суд мудрецов и месяцы будут освящаться согласно показаниям свидетелей).

Всего Вам доброго, с большим уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


В году есть четыре Субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш (Новомесячье), в этот день читают три главы по трем свиткам! Читать дальше

Арба парашиет. Четыре главы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В году есть четыре субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш, в этот день читают три главы по трем свиткам!

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Четыре субботы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

Помни, что сделал тебе Амалек

Рав Бенцион Меламед

Как выполнить заповеди "Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке под небесами"

Рав Яков Доктор

Ваикра

Чтение отрывка «Паршат аХодеш»

Рав Элиягу Вугенфирер

Разговор со Всевышним происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам.