Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В какой день реально была дарована Тора?

30 мая, темы: Песах, Дарование Торы, Шавуот, Еврейский календарь, Рав Эльяким Залкинд, Исход из Египта

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав Эльяким. В дополнение к вопросу о Шавуоте есть ещё один важный вопрос. Почему дарование Торы отмечается как праздник на 50-й день от Песаха, тогда как евреи пришли к горе Синай только в «третий месяц по исходе… в самый день новолуния» (Исх. 19, 1)? Получается, если прошло не менее двух месяцев, то это, как минимум, 56 дней. И выходит, что Шавуот привязали к сельскохозяйственному празднику приношения хлеба (Лев. 23, 15)? Объясните, пожалуйста, в какой день реально была дарована Тора, и если не у горы Синай, то где? Или «третий месяц» не от исхода, а от начала года? Тогда всё равно получаются два месяца между Песахом и Шавуотом. Непонятно… Спасибо. Борис

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте, уважаемый Борис.

Нет основания сомневаться в том, что Тора была дарована на горе Синай, так говорится ясно в самой Торе (Шмот 19, 20 и в других местах). Нет сомнения и в том, что это было через пятьдесят дней после исхода из Египта (подробнее — чуть ниже). Третий же месяц от исхода, который упоминается в рассказе о вступлении в пустыню Синай и размещении напротив горы (Шмот 19, 1-2), получается так: дни от 15-го Нисана до конца месяца засчитываются как один месяц (таков язык Торы: даже один день другого месяца рассматривается при подсчете времени как целый месяц). Затем — весь месяц Ияр. И первый день Сивана, когда евреи пришли к горе, назван началом третьего месяца. В шестой день Сивана (см. ниже дополнение) была дарована Тора, на пятидесятый день от следующего после выхода из Египта дня (15 дней Нисана: с 16-го по 30-е, 29 дней Ияра и 6 дней Сивана).

Теперь только надо добавить, что в Талмуде есть еще одно мнение (принадлежащее Раби Йоси): что Тора была дарована 7-го Сивана, а в месяце Нисан в тот год было не 30, а 29 дней. (Ведь начало месяца устанавливается, согласно закону, решением специального суда мудрецов на основании показаний свидетелей, которые видели молодой месяц своими глазами; а это может случиться после 29 или 30 дней предыдущего месяца). И тогда подсчет дней будет таков: 14 дней Нисана: с 16 по 29, 29 дней Ияра и 7 — Сивана, всего — 50. И по обоим мнениям Тора была дарована в субботу. (Подробнее, со всеми нюансами можно изучить эту тему в Талмуде, трактате Шабат, 86 б-88а. См. также Сэдэр Олам Рабба, гл. 5 и 6).

Но в любом случае праздник Шавуот во всех поколениях, согласно заповеди Торы (Ваикра 23, 15-21, Дварим 16, 9-10), приходится на пятидесятый день от второго дня Песаха — 16-е Нисана, и он мог выпадать иногда на 5-ое, 6-ое или 7-ое Сивана, в зависимости от времени освящения месяцев Ияра и Сивана. В нашем же календаре, с рассчитанными и установленными датами смены месяцев, — в Нисане 30, в Ияре 29 дней, и Шавуот выпадает всегда на 6-ое Сивана. (Даты были рассчитаны и установлены в начале периода Талмуда, мы пользуемся этим календарем, пока не будет восстановлен специальный суд мудрецов и месяцы будут освящаться согласно показаниям свидетелей).

Всего Вам доброго, с большим уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Песах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.

Еврейский календарь

Рав Ицхак Зильбер

Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Еврейский календарь

Рав Бенцион Зильбер