Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Беар, Бехукотай

04 мая 2010, 23:32

Отложить Отложено

 

В нескольких местах Тора обещает благословения за соблюдение союза евреев с Б-гом и проклятия за измену этому союзу и отказ исполнять повеления Творца. Одно из этих мест -- наша недельная глава. Какие благословения обещает нам Тора? Дождь, обильный урожай, материальное благополучие, здоровье, победу над врагами, мир, большие семьи, безопасность. Всё это обещания материальные, в тексте письменной Торы нет никаких духовных наград за наше исполнение заповедей и службу Творцу. Почему? Вот несколько ответов на этот вопрос. Эти мнения спорят между собой, но, как всегда бывает, когда человек действительно ищет истину, все они оказываются разными сторонами одной медали: все эти мнения истина с разных сторон.

Рамбам говорит, что обещания Торы за исполнение мицвот – это вообще не награда за заповеди. Речь идёт об "условиях труда". Нужда, болезни, войны, несчастья лишают человека душевного спокойствия и сил, не дают возможности сосредоточиться на постижении мудрости и духовности. Поэтому Тора нам обещает, что, если мы будем стремиться к постижению Торы, исполнению заповедей и к служению Всевышнему, Он сделает нашу жизнь легче, обеспечив нас материальным достатком, здоровьем, благополучием и миром. Это освободит нас для занятия любимым делом, и, в результате, мы достигнем высот мудрости и святости. Но если мудрость и духовность нам не интересны, нам нравится гоняться за материальным и удовлетворять  свои эгоистические и животные страсти, Всевышний даст нам и такую возможность: решайте все экономические, социальные и военные проблемы сами, занимайтесь этим целый день, посмотрим, что из этого получится. Кроме того, иногда Он делает наши "условия труда" тяжелее, для того, чтобы мы поумнели и поняли, что нельзя в этом мире "обойтись без Него", не дай Б-г, что только Всевышний -- источник любого успеха. Хотя всё это сказано про еврейский народ в целом, тем не менее,  принцип верен и по отношению к каждому в его личной жизни. Б-г испытывает человека,  проверяет, к чему он действительно стремится. Но, в конечном итоге, каждому Он  помогает  и дает возможность идти по пути, который тот выбрал: или туда, или туда.

Рамбан. Основа всей Торы это скрытые чудеса. "Нет у человека доли в Торе Моше Рабейну, пока он не поверит, что во всех вещах и происшествиях нет природной,  обычной закономерности мира -- как по отношению к множеству, так и к отдельным людям. Но если человек стремится  выполнять мицвот, будет ему удача и награда, а если нарушит их, поразит его наказание" – пишет Рамбан. Поэтому благословения и проклятья, которые описывает Тора, это не все награды и наказания, а те скрытые чудеса, которыми наполнен наш материальный мир. Совершенно естественно предположить, что тот, кто чем-то постоянно серьёзно занимается, в конце концов, преуспевает в этой области. Поэтому то, что евреев ждёт колоссальная духовная награда за соблюдение союза с Б-гом, это просто и настолько, само собой разумеется, что об этом Тора даже не должна писать. Но то, что успех материальный будет зависеть только от нашего духовного уровня, -- не всегда настолько очевидно для нас, и это то, чему Тора хочет нас научить. Успех в войнах зависит не от умения воевать, здоровье не от уровня медицины, уровень жизни не от развитости промышленности, сельского хозяйства и торговли. "Если по путям Моим будете ходить", – для евреев это единственный ключ к любому успеху, в любой области. Скрытые чудеса, Провидение Творца под маской природы, – это основа устройства мира, истина, которой Тора хочет нас научить.

Шло акойдеш, книга "Шней Лухот Абрит". Это объяснение, основанное на Кабале, в различных вариантах приводят ещё несколько книг, например "Беер маим хаим". Материальный мир неотделим от системы духовных миров. Жизненная сила и любое благословение от бесконечного Творца в сотворённые миры, проходит множество этапов "цимцума" – сокрытия. Чтобы войти  в мир и быть воспринятым им в его условиях,  благословение должно "одеться в одежды", обрести "форму", существующую в данном мире. Происходит это  поэтапно, от мира к миру, пока эта  духовная сила не входит в наш нижний материальный мир. Мы получаем эту силу уже в форме, подходящей для наших условий. Чем крепче наша связь с Первоисточником, чем больше наше "пробуждение снизу", тем больше и сильнее благословение, которое приходит к нам в ответ. Поэтому благословение и удача -- это не чудо, а закономерность, естественный результат нашей службы Творцу. Если в нашем мире мы видим материальное благополучие, это говорит о том, что и вся система духовных миров полна благословения, радости и света. Мы видим лишь маленькую верхушку большого айсберга.

***

            Святой "Ор аХаим", рабби Хаим бен Атар זי''ע жил в Марокко, в городе Сали. Там была его ешива, там он учил Тору и писал свои книги, там он зарабатывал на жизнь обработкой драгоценных камней. У Ор аХаима был гмах: он помогал бедным семьям евреев, изучающих Тору. Однажды в стране была засуха, и в результате в городе не было кашерного мяса. Один состоятельный еврей        пришёл к нему в пятницу и стал уговаривать  продать ему мясо на Шабат. Ор аХаим отказывался, объясняя, что все его запасы предназначены для бедных семей евреев, учащих Тору, и излишков у него нет. Пока они спорили, пришёл один постоянный получатель, реб Хаим дал ему его корзину, и тот ушёл. Богач рассердился и закричал, что он, честным трудом зарабатывающий на жизнь, не может купить мясо на Шабат, а этот бездельник, протирающий штаны в ешиве, получает всё бесплатно. В гневе он встал, хлопнул дверью и ушёл. После этого Ор аХаиму открылось, что на Небесах на него возведено обвинение. Он слышал, как при нём позорят мудреца Торы, и промолчал. Ор аХаим решил покинуть город и уйти в галут, чтобы трудности скитаний искупили его грех. На Шабат недельной главы "Бехукотай" он оказался в одном городе, где его взял в гости местный раввин. В субботнюю ночь произошло следующее. В общине была традиция, что после трапезы, кто хотел, приходил к раввину домой, они вместе пели в честь Шабата, и раввин рассказывал что-то интересное из Торы. Так было и в этот раз. Но во время пения раввин, который был человеком пожилым, задремал. Люди почтительно ждали, пока он проснётся. Проснувшись, раввин сказал, что сейчас на Небесах ему открыли 14 новых объяснений на пасук «Если по Моим законам будете ходить…", который открыл в эту субботу величайший мудрец нашей страны рабби Хаим бен Атар. Он пересказал все 14 объяснений, и все пришли в неописуемый восторг. Они запели, восхваляя гаона и цадика рабби Хаима. Только гость раввина не мог разделить общее восхищение. Когда его прямо спросили, в чём дело, он сказал, что с рабби Хаимом знаком, и не такой уж он… Марокко находится на Востоке, люди там горячие. Поэтому возмущённые евреи начали кричать на него и чуть не побили. Только авторитет раввина его спас. Наутро, перед тем, как должны были опять прийти гости, раввин сказал ему: "Слушай, я прошу тебя, молчи. Если ты не способен понять Тору и оценить её мудрецов, хотя бы молчи". Потом пришли люди, раввин опять задремал, и, проснувшись, сказал, что теперь открылось ещё 14 объяснений, которые рабби Хаим сделал только что. Повторив их, раввин посмотрел на гостя. Но предостережение не помогло. Люди подозрительно смотрели на него, а когда он позволил себе сказать, что знаком с рабби Хаимом бен Атаром и он …, набросились на него с кулаками. Опять еле-еле раввин его спас. Но во время третьей трапезы ничего не помогло. Когда открылось ещё 14 объяснений, а этот не радуется так, как все, его побили и посадили в тюрьму, пообещав судить за оскорбление чести мудрецов Торы. На исходе Шаббата поднялся страшный ураган, громы и молнии, ветер вырывал деревья и раскачивл дома. Раввин понял, что происходит что-то необычное. На небесах ему открыли, что это силы Геенома, которые в Шабат отдыхают, а на исходе дня возвращаются "на работу". Для того, чтобы они благополучно прошли через мир, нужны особые каббалистические каванот во время Авдалы, которые знает только рабби Хаим бен Атар. Но поскольку Ор аХаим сидит у него в тюрьме и делать Авдалу не может, они бушуют. Раввин велел освободить рабби Хаима, и после Авдалы буря стихла. Ор аХаиму открылось, что его грех неуважения к мудрецам Торы на Небесах прощён, и он вернулся в родной город. А в память об этой истории у нас сохранилось 42 комментария на этот пасук, с которыми может познакомиться каждый.

Агит Шабос.                                                                               Яков Доктор.   057-3199742

Теги не заданы