Ноах, рош ходеш Мархешван6 октября 2010 года, 07:10 "Вначале Всевышний решил сотворить мир Мерой Суда. Он увидел, что не сможет мир так просуществовать, поэтому Он сотворил вначале Милосердие и затем присоединил его к Суду". Этот Мидраш приводит Раши в своём комментарии на главу Берешит. Он вызывает множество вопросов. Как возможно сказать про Всевышнего, что Он что-либо вначале не предусмотрел, поэтому Ему потребовалось пересматривать Своё решение, не дай Б-г? Книга "Меор Эйнаим" объясняет следующее...
Читать дальше
|
Суккот и Симхат Тора19 сентября 2010 года, 08:55 Те, кто хорошо понимают в служении Всевышнему, говорят парадоксальную вещь: "Ахана гдола меамицва" (подготовка к мицве больше самой мицвы). Чтобы исполнить заповедь как следует, необходимо приложить усилия, потратить ради этого время и деньги. Когда все материальные условия для исполнения мицвы обеспечены, необходимо поработать над своим душевным настроем, настроить мысли и чувства. Всё это входит в понятие «подготовка к мицве». В саму заповедь в момент её исполнения необходимо вложить все силы, чтобы выполнить её максимально точно, с должной каваной и в радости сердца...
Читать дальше
|
Ницавим, Ваелех, Шабат накануне Грозных дней2 сентября 2010 года, 08:33 В недельной главе Ницавим Тора начинает рассказ о последнем дне жизни Моше Рабейну. В этот день Моше закончил написание Сефер Тора, копия которой находится сегодня в каждой синагоге, и передал её своему колену Леви. И тут произошло непредвиденное: евреи пришли к Моше с претензией: "Мы тоже хотим Тору, почему ты дал её только своему колену?" Об этом дне говорит Моше: "Сегодня вы стали народом Г-споду Б-гу вашему". В тот день он записал 13 свитков Торы -- по одному для каждого колена и ещё один, который находится в Ковчеге Завета. Удивительная вещь: "Моше Рабейну, лучший из учителей, избранный рода человеческого, в течение 40 лет каждый день обучал евреев Торе, и, несмотря на это, Тора оставалась делом Моше, остальные евреи относились к ней пассивно...
Читать дальше
|
Ки таво24 августа 2010 года, 07:41 В двух местах в Торе нам обещаны благословения за соблюдение Союза с Б-гом и проклятия за предательство этого Союза. Это недельная глава "Бехукотай" в конце Книги Ваикра и наша глава "Таво" в Книге Дварим. Рамбан пишет, что проклятия главы "Бехукотай" и проклятия главы "Таво" говорят о разных событиях. Можно ясно видеть, что несчастья, описанные в Книге Ваикра, произошли во время Катастрофы разрушения Первого Храма. Поэтому Тора пишет, что Земля Израиля восполнит свои субботы, то есть восполнит те седьмые годы, которые евреи не соблюдали, живя в Эрец Исроэль...
Читать дальше
|
Ки теце19 августа 2010 года, 20:40 Важнейшей заслугой перед предстоящим Рош Ашана является Хесед. Хесед — это качество, включающее в себя целый ряд заповедей Торы, обязывающих человека заботиться о других и помогать им, а не жить только собой и своими интересами. Хесед — это важнейшая возможность уподобиться Всевышнему в Его путях, проявляя черты, свойственные Ему, что искупает прегрешения и продлевает жизнь человека. Талмуд рассказывает о двух величайших мудрецах — — Абае и Раба, которые происходили из семьи, имеющей предопределение умирать молодыми. Тем не менее, Абае прожил на двадцать лет дольше, чем Раба, благодаря тому, что отвлекался от своего изучения Торы и много занимался Хеседом, помогал людям...
Читать дальше
|
Шофтим11 августа 2010 года, 14:29 "Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие". Вот как объясняет эту фразу Мидраш: "Я не только предложил вам два пути, но и пошёл вам навстречу, сказав: "И выбери жизнь". Объясняет Магид из Кожниц זצק''ל, זי''ע, что человек находится в постоянной тяжёлой борьбе со своим злым началом. И победить в ней невозможно без помощи Свыше. Тем, что Всевышний сказал в Своей Торе : «Выбери жизнь", Он и оказал каждому из нас эту помощь...
Читать дальше
|
Одежда26 июля 2010 года, 10:30 В этой статье мне хотелось бы поговорить о вещах элементарных, само собой разумеющихся, что называется о прописных истинах. Но окружающая нас действительность показывает, что есть необходимость об этих вещах напомнить. На мою не такую уже длинную пока что жизнь, 36 лет, среди окружающих меня людей произошли колоссальные изменения. Ещё в моё время женщины стеснялись ходить в брюках. Сегодня изменения в этой области колоссальны...
Читать дальше
|
Ваэтханан, Шабат Нахаму20 июля 2010 года, 22:30 Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל, זי''ע говорит, что не случайно еврейский календарь устроен так, что в Шабат после Девятого Ава мы читаем Десять Заповедей. С приходом Мошиаха произойдёт раскрытие духовности во всём мире, все мы поднимемся на невиданные высоты мудрости и святости, в Торе будет открыто столько, недоступного сегодня, что людям покажется, что они получили Тору совершенно новую. Это имеет в виду пророк Ищайа, когда говорит, что от Всевышнего выйдет новая Тора. Эта суббота, Шабат Нахаму, Шабат утешения после трагедий галута, поэтому именно в эту субботу читают Десять Заповедей, начинают всё сначала, по- новому. В тексте Торы Десять Заповедей приводятся дважды: в Книге Шмот, в главе Итро, и в нашей недельной главе...
Читать дальше
|
Дварим, Шабат Хазон14 июля 2010 года, 15:16 Мы приступаем к пятой, заключительной Книге Торы. Книга Дварим — это речь, которую произнёс Моше Рабейну перед тем, как уйти из этого мира. Все эти слова Моше произнёс по собственной инициативе, и, тем не менее, они стали неотъемлемой частью Торы, обладающей той же святостью, что и остальные четыре книги. «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю…» Приведем несколько намёков из этой фразы, которые раскрыл святой «Ор Ахаим». Наши мудрецы говорят, что слово «вот» — «эле» (אלה) означает исключение всего, что кроме этого...
Читать дальше
|
Матот, Масей8 июля 2010 года, 13:20 Глава Торы Матот рассказывает о войне, которую евреи вели против народа Мидьян. Интересно, что повеление воевать с Мидьяном и отомстить ему за тысячи погубленных евреев Тора даёт дважды. Первый раз в предыдущей главе Пинхас, сразу после мицвы оповестить всему Израилю о смысле поступка Пинхаса, и второй раз в нашей главе. Сразу за этим евреи отправляются в военный поход. В чём смысл этого? Объясняет святой "Ор Ахаим", что повеление "враждуйте с мидьянитянами и поражайте их" в главе Пинхас состоит не в том, чтобы развязать военные действия, а в том, чтобы изменить своё отношение к ним и к тому, что они несут и выражают...
Читать дальше
|