Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Ваэтханан, Шабат Нахаму

Отложить Отложено

Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל, זי''ע говорит, что не случайно еврейский календарь устроен так, что в Шабат после Девятого Ава мы читаем Десять Заповедей. С приходом Мошиаха произойдёт раскрытие духовности во всём мире, все мы поднимемся на невиданные высоты мудрости и святости, в Торе будет открыто столько, недоступного сегодня, что людям покажется, что они получили Тору совершенно новую. Это имеет в виду пророк Ищайа, когда говорит, что от Всевышнего выйдет новая Тора. Эта суббота, Шабат Нахаму, Шабат утешения после трагедий галута, поэтому именно в эту субботу читают Десять Заповедей, начинают всё сначала, по- новому.

            В тексте Торы Десять Заповедей приводятся дважды: в Книге Шмот, в главе Итро, и в нашей недельной главе. Между этими двумя текстами есть целый ряд отличий. В чём их закономерность? Комментатор "Кли Якар" говорит, что, как известно, вначале Всевышний предлагал Тору народам мира и лишь затем предложил её нам. Десять Заповедей в Книге Шмот соответствуют Торе в той форме, в которой она была предложена народам, Десять Заповедей в нашей главе – это Тора для нас. Поэтому в главе Итро сказано: "Помни день субботний", а у нас "соблюдай" – нееврей по Закону не имеет права соблюдать Субботу. Только к евреям, которые приняли на себя службу Всевышнему, Его Тору,  применима мицва "соблюдай". Книга Шмот говорит, что заповедь Субботы призвана напоминать о Сотворении Мира, а наша глава  сообщает, что для нас это память о рабстве и Исходе из Египта. Народы мира не были рабами в Египте, это применимо только к нам. Все остальные различия тоже становятся понятными с помощью этого ключа.

            "Шма Исраэль" – "Слушай Израиль" – основа основ веры евреев. Нам заповедано говорить "Шма" дважды в день. Мишна в «Брахот» определяет первый отрывок "Шма", как "каболас ол Малхус шамаим" - принятие на себя Власти Небес. Мы провозглашаем, что мы солдаты Всевышнего, посланные Им в этот мир, чтобы выполнять Его законы, служить Ему, претворять поставленные Им задачи. И это означает, что, принимая то или иное решение в жизни, большое или малое, делая какой-либо выбор, мы не должны стремиться к тому, что нравится, хочется, кажется, а  каждый раз спрашивать себя, чего Всевышний от меня в этой ситуации хочет,  будет ли Он моим выбором доволен. Это совершенно другой выбор и другая жизнь -- жизнь с Б-гом и по воле Б-га! "И возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем…" – недостаточно,  просто выполнять волю Всевышнего, Тора заповедует Его любить. Почему? Успех в любом деле зависит от того, насколько человек свое занятие любит. Выполняя задание с любовью, человек не ограничивается тем, что должен, а стремится найти возможности сделать больше и лучше, само занятие любимым делом доставляет ему удовольствие и другой награды ему не нужно. Всё это полностью применимо к службе Всевышнему. Любовь к Б-гу – это сила позволяющая нам расти и развиваться духовно, стремиться делать ещё и ещё, ставить перед собой новые цели и достигать их. Любовь к Б-гу – это секрет счастья, источник настоящего, неисчерпаемого удовольствия. Без всякого преувеличения можно сказать, что праведник – это счастливый человек, занятый любимым делом, которое наполняет все его дни радостью. «Ор Ахаим» задаёт трудный вопрос. "И возлюби…" – как можно приказать любить, ведь это не какое-то конкретное действие, это внутреннее ощущение, над которым человек не властен? И действительно, что делать тому, у кого этой любви нет? Ответ на этот вопрос, говорит "Ор Ахаим",мы находим в самом тексте: " … и да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоём". Мицва любить Б-га заключается в том, чтобы говорить и думать о вопросах веры и повторять это в разной форме из раза в раз, "возложить эти слова на сердце". Со временем эти слова проникнут в сердце, и человек поменяется, почувствует любовь и тягу к духовности и святости. Книга Тания доказывает, что эта любовь, любовь к Б-гу, уже присутствует в нас, скрыта глубоко в нашем сердце. Вдумываясь в величие Творца, осознав как прекрасен мир, в который Он нас поместил, в те милости и чудеса, которые Он для нас сделал, мы пробуждаем в себе эти силы, наш скрытый потенциал. Дай нам Б-г действительно полюбить Всевышнего всем сердцем и всей душой!

 

Из рассказов о праведниках

            5 Ава юрцайт святого Арье, Рабби Ицхака Лурье Ашкенази זצק''ל, זי''ע. Имя Аризаля вызывает трепет и восхищение у всех евреев -- и простых, и больших мудрецов. Просто поразительно, чего он сумел достичь! Но секрет его успеха, о котором он говорил, доступен каждому. В этом мы все можем ему подражать. Аризаль говорил, что достиг всего в заслугу радости мицвы, которая у него была. А это доступно каждому из нас.

            Однажды, когда рабби Исруэль из Рижина זצק''ל , זי''ע отправился в дальнюю поездку, он взял с собой своего малолетнего сына. В дороге они встретили Аптер Ребе, рабби Аврума Иеошиа Эшеля, автора "Оэв Исруэль" זצק''ל, זי''ע и устроили совместную трапезу в честь Рош Хойдеш. Во время трапезы каждый из цадиким велел поставить на стол определённое количество бутылок вина -- каждый согласно своим кабалистическим каванот. Потом они решили дать мальчику сказать тост. Он сказал: "Лехаим, дай Б-г, чтобы у всех евреев всё было". Спросили его: "Почему это так важно?" Мальчик ответил, что это нужно для того, чтобы Мошиах уже наконец пришёл. И объяснил, что обычно о Мошиахе вспоминают тогда, когда плохо. Не хватает парнасы – ой, когда придёт уже Мошиах, одолевают болезни – вспоминают о нём. Но на самом деле евреям нужен не Мошиах, а деньги и здоровье. Нужно, чтобы у всех евреев всё было хорошо, тогда они действительно будут просить о Мошиахе ради него самого.

 

                                                                                       Агит шабос,    Яков Доктор.

Теги: Недельная глава