Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Ки тице

19 августа 2010, 20:40

Отложить Отложено

         Важнейшей заслугой перед предстоящим Рош Ашана является Хесед. Хесед – это качество, включающее в себя целый ряд заповедей Торы, обязывающих человека заботиться  о других и помогать им, а не жить только собой и своими интересами. Хесед – это важнейшая возможность уподобиться Всевышнему в Его путях, проявляя черты, свойственные Ему, что искупает прегрешения и продлевает жизнь человека. Талмуд рассказывает о двух величайших мудрецах  -- Абае и Раба,   которые происходили из семьи, имеющей предопределение умирать молодыми. Тем не менее, Абае прожил на двадцать лет дольше, чем Раба, благодаря тому, что отвлекался от своего изучения Торы и много занимался Хеседом, помогал людям. Мы знаем, что Раба был мудрецом такого уровня, что его уста никогда не переставали произносить слова Торы, и даже ангел смерти, посланный взять его душу, не мог подступиться к нему.Тем не менее в этом смысле путь Абае оказался предпочтительнее: хотя он вынужден был жертвовать своей Торой ради помощи другим, Всевышний полностью восполнил ему это, продлив его годы. Хофец Хаим написал книгу "Аават Хесед", посвящённую законам этих заповедей и их важности --  каждому верующему еврею стоит потратить время, чтобы её изучить.Мы со своей стороны обратим внимание вот на что. Мы живём в парадоксальное время. С одной стороны, средства связи между людьми невероятно развиты --  телефон, факс, телевизор, интернет --  быстро, дёшево и легко преодолевают большие расстояния, делая наш мир маленьким и очень, очень взаимозависимым. С другой  стороны, именно в наше время всё больше людей  жалуются на одиночество, отсутствие друзей, с которыми можно было бы поделиться рассказом о своих проблемах и бедах. Современная техника экономит нам массу времени и сил, и тем не менее, все мы страшно заняты, и у нас не хватает времени и нервов,чтобы выслушать другого. Хесед  в наши дни проявляется не только в помощи другим физически и деньгами, но и просто во внимании, в готовности отключиться от своих забот и послушать другого человека, поинтересоваться, чем он живёт, чем ему можно помочь и как поддержать, в улыбке, добром слове, дружеском похлопывании по плечу. Все эти простые и естественные вещи становятся редкостью в наши дни, поэтому такой Хесед – это большая заслуга перед Небесами. Проблема эта приобретает особую остроту для нас, евреев из бывшего Союза. Мы живём после Катастрофы, и, как всегда, строить значительно тяжелее, чем разрушать. Каждый, возвращающийся к своему еврейству, восстанавливающий разрушенное, испытывает большие трудности, нередко просто уже в своей семье. Каждому из нас необходимы поддержка, внимание и помощь. Какой же выход? Он в том, что именно нам даётся тяжелее всего, – в коллективизме. О необходимости этого много говорили учителя хасидизма. Фразу пророка Ирмияу: "Скроится ли человек в укрытие, а Я его не увижу?" – слово Г-спода" рабби Элимелех из Лиженска זצק''ל, זי''ע объяснял так: "Если человек укроется в укрытии, Я его не увижу". Нельзя служить Всевышнему в одиночку, необходим коллектив единомышленников, который помогает, направляет и поддерживает. "Соберитесь, и Я скажу вам, что случится с вами в конце дней" (Берешит). Рабби Исруэл из Рижина זצק''ל זי''ע объяснял эту фразу так: "В конце дней" крайне необходимо евреям "соберитесь". Стремление создать коллектив единомышленников очень распространено во всех общинах религиозных евреев, опыт показывает, что в этом лекарство от многих проблем. Подобные попытки и в нашей среде крайне необходимы, и заниматься этим это  большая заслуга.

            Важнейшей разновидностью Хеседа является Цдака, денежная помощь нуждающимся. Эта одна из основ, на которых стоит мир, заслуга, приближающая конечное Избавление и исправляющая человека. "Гораздо больше, чем человек даёт бедному, бедный даёт ему, - говорят наши мудрецы. Святой язык, среди других наименований,  называет деньги "дамим", от слова "дам" – "кровь". Деньги – это частица самого человека, часы его жизни, которые он отдал, чтобы их заработать. Деньги, отданные Б-гу на Его мицву Цдака, – это жертва, которую человек приносит ради Него. Именно потому её ценность столь велика. Сколько необходимо тратить на эти цели? Человек, доходы которого достаточны, должен отделять десятую часть. Можно давать и больше, до 1/5 части. Больше этого Закон советует не давать, чтобы самому не обеднеть. Книга Тания говорит, что всё это в обычном случае. Но когда человек болен, не дай Б-г, он готов потратить любые суммы ради своего выздоровления. То же касается здоровья души. Человек, душа которого больна, может и должен тратить и большие суммы. Мицва эта в том, чтобы откладывать деньги в сторону. Так у вас появится касса, где будут средства, которые вы сможете, при необходимости, потратить на организацию и поддержку уроков Торы, на нуждающихся и на бедных, которых вы лично знаете.

            "… Не бери мать вместе с птенцами, отошли мать, а птенцов возьми себе". Эта мицва имеет глубокий каббалистический смысл, о котором говорит святой Зоар. Мидраш учит, что это средство удостоиться детей. Рабби Пинхас из Кориц זצק''ל, זי''ע говорит, что и сам этот отрывок Торы обладает таким свойством. Бездетным парам следует его читать, чтобы удостоиться детей.

 

Из рассказов о праведниках

            Однажды к Аптер Ребе, рабби Авруму Иошиа Эшелу, автору "Оэв Исруэл" זצק''ל, זי''ע, пришёл еврей с просьбой помочь выдать замуж дочь. Ребе спросил, какая сумма нужна, и, услышав, что 500 монет, написал письмо к одному богачу с просьбой выдать эту сумму ради такой мицвы. Богач, прочитав письмо, сказал, что такую большую сумму он дать не может, он даст не более десяти монет, максимум пятнадцать. Еврей отказался, ведь Ребе обещал, и уехал ни с чем. Услышав ответ богача, рабби Аврум Иошиа написал письмо другому с той же просьбой. Тот такой суммы в наличии не имел, но поскольку Цадик его просит, он одолжил эти деньги и отдал их бедняку. После этого его дела пошли резко в гору и он начал богатеть, а богатый, наоборот, начал терять свои доходы. Поняв в чём дело, он бросил дела и поехал к Ребе, чтобы помириться с ним любой ценой. Но тот велел своим габаим ни в коем случае его не пускать. Неделю за неделей бывший богач не мог сказать Ребе ни слова, его не пускали. Прошло много времени. Однажды к Аптер Ребе приехал рабби Мойше из Саврани זצק''ל, זי''ע. Еврей рассказал ему свою историю и попросил помощи. Он сказал: "Хорошо, держись за мой гартл, и так мы пройдём в комнату Ребе". Державшегося за гартл Ребе габаи не посмели оттолкнуть, и они вошли. Рабби Аврум Иошиа сказал: "Когда я должен был родиться, мне было отпущено большое богатство. Но я попросил, чтобы у меня не было столько денег, чтобы это не отвлекало меня от служения Всевышнему, и мои деньги передали на хранение нескольким людям. Когда я написал ему выдать 500 монет, это были мои деньги. Поскольку он отказался их выдать, я забрал у него всю сумму и передал другому". Савране Ребе начал говорить, что всё правильно, но может быть, стоит пожалеть этого и оставить ему самую малость -- тысяч двенадцать. "Оэв Исруэл" согласился. С тех пор много лет доход этого человека  всегда был в районе 12 тысяч. Иногда чуть падал, иногда чуть поднимался, но всегда быстро возвращался "на место". Так продолжалось до конца его дней. Эту историю рассказал сам бывший богач, она переходила из рук в руки, и так попала в Иерушалаим .

                 Слова Торы в этом листе  пусть будут заслугой  душе моего тестя

Велвела Мойше бен Гедалья Дралюка ז''ל

                                                         

   Агит Шабос,       Яков Доктор.

Теги: Недельная глава