Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не ленись учиться, не говори, что выучишь потом — ведь невежда не боится греха, а Тора прибавляет жизни и разумения»Пиркей Авот 2, 6

Ницавим, Ваелех, Шабат накануне Грозных дней

02 сентября 2010, 08:33

Отложить Отложено

            В  недельной главе Ницавим Тора начинает рассказ о последнем дне жизни Моше Рабейну. В этот день Моше закончил написание Сефер Тора, копия которой находится сегодня в каждой синагоге, и передал её своему колену Леви. И тут произошло непредвиденное: евреи пришли к Моше с претензией: "Мы тоже хотим Тору, почему ты дал её только своему колену?" Об этом дне говорит Моше: "Сегодня вы стали народом Г-споду Б-гу вашему". В тот  день  он записал 13 свитков Торы -- по одному для каждого колена и ещё один, который находится в Ковчеге Завета. Удивительная вещь: "Моше Рабейну, лучший из учителей, избранный рода человеческого, в течение 40 лет каждый день обучал евреев Торе, и, несмотря на это, Тора оставалась делом Моше, остальные евреи относились к ней пассивно. Лишь к последнему дню его жизни они выросли настолько, что сами захотели Тору, став таким образом народом Всевышнего! Из этого мы можем выучить, сколько же  нужно сегодня вложить в другого еврея, чтобы он начал гореть сам, сколько терпения, и ещё раз терпения, нужно, чтобы помочь ему преодолеть  прошлое и по-настоящему приблизиться ко Всевышнему! И ни в коем случае нельзя отчаиваться!

            Если месяц Элул это время тшувы, молитв о прощении и хороших решений на будущее, то в Рош Ашана исповедоваться в своих грехах не нужно, за исключением времени трубления в шофар. Этот праздник посвящён другому – коронации Царя. "Пусть знает всё содеянное, что Ты его сделал, и постигнет всякое создание, что Ты его создал, и скажет всякий, кто дышит: Г-сподь, Б-г Израиля, есть Царь и Его царство над всем властно". В Рош Ашана, в дни великого Суда, мы не говорим о себе, мы просим Б-га о Его царстве, о том, чтобы, наконец, Его присутствие открылось миру, и каждый ясно увидел своё предназначение и место. Чтобы весь мир стал единым большим оркестром, играющим великую мелодию Творения, оркестром, где каждая индивидуальность необходима для общего великого целого. В Рош Ашана мы просим помочь нам быть настоящим народом Б-га, хорошими Его солдатами, подчинившими Ему всю свою жизнь и строящими великолепный дворец – жилище Творцу в Его мире. Именно такая молитва и является лучшей нашей заслугой в этот великий день.

            Святой Магид из Кожниц זצק''ל, זי''ע объясняет, что в Рош Ашана всё творение Б-га проходит серьёзный экзамен. Всевышний управляет миром с помощью качества Тиферет Исраэль, награждая и наказывая согласно соблюдению Его заповедей. Верно и искренне служащий Б-гу получает награду и приводит в мир благословение, которое оживляет и одаряет всё вокруг. Несоблюдение евреями мицвот, наоборот, приносит им и миру наказания и несчастья. Всё зависит от еврейской службы. Обвинители пытаются доказать,  что евреи недостойны такой чести, они не соблюдают Союз. А это значит, утверждают они, что Всевышний должен перейти к другому управлению миром. Поскольку Он не допустит, чтобы мир погиб, значит Ему нужно перестать быть Б-гом Израиля и посылать жизненную силу поровну, всем одинаково, вне зависимости от того, как человек себя ведёт. Тогда все будут "довольны", каждый получит свою порцию и сможет жить так, как он хочет. И Творцу, не дай Б-г, не будет места в Его мире. Всевышний, безусловно, хочет, чтобы мы устояли на Его Суде, и мир продолжал получать жизненную силу в ответ на нашу службу, по системе награды и наказания --  мера за меру. В этом смысл того, что сказано в Торе: "Одним путём они выйдут на тебя и семью путями побегут от тебя" – они хотят такого управления миром, чтобы все получали жизненную силу поровну, всем одинаково, "одним путём", но убегут семью путями – ты победишь, и жизненная сила будет приходить в мир только через систему семи сфирот, в ответ на твою службу Творцу.

            Святой "Ор Ахаим" объясняет, в чём смысл обещания, данного нам: "Вы будете Мне "сегула" от всех народов". Сегула – это нематериальные свойства предметов, которые не зависят от законов природы. Есть, например, сегулот у различных трав или камней, которые совершенно не связаны с их биологическими или химическими свойствами. Израиль – это сегула Всевышнего. Это значит, что даже если евреи совершенно оставят Всевышнего, не дай Б-г, а в это время найдётся народ, который, наоборот, будет искренне служить Ему, всё равно, Он не заменит нас никаким другим народом в мире.

            Это случилось в Рахмистривке, во время молитвы Мусаф в Рош Ашана.  Все закончили псуким "Малкиёт" и ждали, когда  Ребе в своей комнате закончит, и начнут трубить. Но время шло, а знака трубить не подавали. Прошло очень много времени -- знака нет. В конце концов, несколько хасидов закончили Амиду без трубления и заглянули в комнату Ребе, обеспокоенные не случилось ли там что .Но всё было в порядке, рабби Йоханче זצק''ל, זי''ע стоял в молитве и не двигался. Прошел ещё час. Наконец подали знак трубить, и дальше молитва шла обычным порядком. Закончив, Ребе объяснил, что во время Мусафа через соседнюю железнодорожную станцию проезжал поезд со злодеем Николаем, который сделал там остановку. "Как же я могу говорить Малкиёт и короновать моего Творца, когда этот злодей рядом", - сказал Ребе.

            Однажды на исходе Йом Кипура рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל, זי''ע стукнул по биме и сказал: "Наши мудрецы говорят, что каждый, кто, цитируя мысль, называет её автора, приносит этим Избавление в мир. "И сказал Г-сподь: "Я простил по слову твоему".

            Хорошего вам года, пусть уйдёт этот год со всеми его проклятиями и наступит новый год с его благословениями. Пусть он будет годом роста, благословения, удачи, мира, счастья, хорошего заработка и здоровья, годом исполнения желаний.

            Ктива и хатима това, агит юр и агит Шабос.

                                                                                                Яков Доктор.

Теги: Недельная глава