Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек способен вмиг измениться. Эта способность не есть нечто сверхъестественное, доступное лишь благочестивейшим из людей: чего же мы ждем?»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Бар-Камца ли?

26 июля 2012, 19:29

Отложить Отложено

Это еще вопрос – кто из них погубил Иерусалим – Камца, Бар-Камца или кто другой. Понятно, что мы сами тому и способствовали. Т.е. амалеки (римляне-гайдамаки, немцы-аманы) лишь тогда и приходят, когда мы выселяем Всевышнего из своего дома .

И на эту тему можно плакать, переживать, писать художественные призывы о необходимости бороться с собственным равнодушием, говорить о беспричинной любви, которая, единственная, восстановит Храм, и пр, и пр. Но вот, подошел ко мне сегодня после урока в Реховоте слушатель и спросил:

- Мы с женой согласны, что под приказом помнить об Амалеке, скрыт призыв проверить свое отношение к Всевышнему. Но что означает само восклицание, за которое были наказаны Амалеком наши предки: "Есть ли Всевышний в нашей среде"? Они что, физически почувствовали, что Всевышний от них удалился? Вроде, Он обещал всегда быть с нашим народом. Или произошло что-то другое?

Мы обсудили этот вопрос. И вот к какому краткому выводу пришли.

Если кто-то усомнился в том, что Творец пребывает с ним – это означает, что он собственноручно "изгнал" Творца. А именно, сказал, что Его нет, т.е. - никаких Его заповедей соблюдать не буду.

В какой заповеди виден весь Творец? (Вопрос наших мудрецов: в какой заповеди содержится вся Тора?) Ответ: в заповеди "Полюби своего ближнего".

Евреи перестали любить друг друга = перестали исполнять эту заповедь – и тут же пришли Амалек с немцами, инквизиция с евсекцией.

Вывод: приблизиться к Всевышнему = любить людей; изгнать Его = перестать любить людей.

Куда уж проще!

** **

Пример любви к людям.

Через 7 лет после кончины рава Шмулевица, в годовщину его смерти, йорцайт, был в Бней-Брак устроен эспед – вечер памяти великого учителя. Будний день, не все приглашенные пришли вовремя. Начали позже обычного, потом начались длинные выступления. И вот, когда часы показывали 11.45, настала очередь выступить последнему – раву Швадрону.

Он посмотрел на усталую публику, сказал своим людям, что отлично помнит урок рава Шмулевица – о том, что если кто-то доставил боль другому человеку, с него за это будет спрошено. (От себя добавлю: и такой спрос неминуем – как ожог от пламени, независимо от того, кто виноват. Т.е., любая доставленная тобой боль обернется твоим ожогом.)

Поднялся и сказал только один стих – из пророка Йешаяу (24:23): "ומחה ה' דמעה מכל פנים, Умаха Ашем дим'а миколь паним, Высушит Всевышний слезы со всех лиц (утешит скорбящих)" – из молитвы, которая произносится на кладбище. И все ответили: амен.

Получилось, что только для этой фразы он приехал из Иерусалима!

Почему так коротко? Да потому, что не хотел задерживать людей.

Потом говорили, что этот эспед многие запомнили на всю жизнь. Чем не любовь к людям?

(Пример из свежего урока "Судьи и община")

Теги: Видео-урок, Недельный раздел, Праздники