Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость стоят на граните, ложь — на песке»Рамбам

Есть ли в Торе пророчества о разрушении Второго Храма?

Темы: Храм, Пророчество, Разрушение Храма, Рав Овадия Климовский, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Есть ли в Торе пророчества о разрушении Второго Храма и последующем изгнании? Сергей, Москва.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Сергей! В Торе есть все, но не все написано открытым текстом. Тем не менее, при внимательном чтении можно увидеть много намеков на будущие события. Так, конкретных слов о разрушении Храма нет, но есть много предсказаний о предстоящих изгнаниях. Лучше всего для ответа на Ваш вопрос привести слова из книги рава Ицхака Зильбера, благословенна память о праведнике, «Беседы о Торе» (глава Ки Таво).

«…В книге “Ваикра” предсказано вавилонское изгнание, а в “Дварим” — изгнание евреев римлянами.

Среди предсказаний, содержащихся в этой главе, есть и такое:

“Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого ты поставишь над собой, к народу, которого не знали ни ты, ни отцы твои…” (28:36).

Прежде всего в этом пророчестве бросаются в глаза непонятные слова “которого поставишь над собой”. Евреям не надо было никого над собой “ставить”: все цари Иудеи происходили из рода Давида, помазанного на царство пророком Шмуэлем по приказу Б-га, и его потомству Всевышний дал власть над народом Израиля навечно. Но смысл этих слов станет ясен, если вспомнить, что Агриппа, правитель Иудеи во времена Второго Храма, не был потомком Давида — он происходил из прозелитов. Евреи “поставили” его над собой в нарушение закона Торы.

Эти и подобные им поступки приведут к завоеванию Страны Израиля римлянами. Вот как Тора его описывает:

“Пришелец, который в среде твоей, будет возвышаться над тобой выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже” (28:43).

Действительно, римские чиновники, поселившиеся в Эрец-Исраэль, постепенно захватили все ключевые позиции в стране, вытеснив с них евреев. Это пророчество исполнилось, подобно всем другим пророчествам Торы.

Что еще в Торе указывает на то, что речь идет о римлянах?

“Поднимет Г-сподь на тебя народ издалека, от края земли; как орел, налетит [народ], языка которого ты не поймешь” (28:49).

Народ, живший далеко от Эрец-Исраэль, народ, чьим символом был орел, народ, чьего языка евреи не знали, — это римляне.

Это не ассирийцы, изгнавшие десять колен Израиля, и не вавилоняне, изгнавшие евреев Иудеи. Эти народы были близкими соседями евреев, и их язык мог быть евреям знаком.

Как Тора характеризует римлян? “Народ наглый, который не уважит старика и не пощадит юношу. И будет он есть приплод твоего скота и плод твоей земли, пока не разорит тебя, не оставив тебе ни зерна, ни вина, ни оливкового масла, ни приплода твоих коров, ни приплода твоих овец, — пока не погубит тебя. И вытеснит он тебя из всех твоих городов по всей твоей стране… которую дал тебе Г-сподь, Б-г твой…” (28:50-52).

Чем завершится это завоевание? “…И отторгнуты будете вы от земли, унаследовать которую ты пришел. И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли… И среди тех народов не найдешь ты покоя, и не будет отдыха ступне твоей, и там Г-сподь поселит в твоем сердце тревогу, в душе — томление и скорбь. И будет твоя жизнь висеть [на волоске]… и будешь [дрожать] в страхе ночью и днем, и не будешь уверен, останешься ли в живых. Утром скажешь: “Да наступит вечер!” А вечером скажешь: “Да наступит утро…” И будете продаваться там врагам вашим в рабы и в рабыни, но не будет покупателя” (28:63—68).

Время наших дедов и родителей, да и наше с вами — это время римского изгнания, галут Эдом (вспомните сон Яакова, о котором говорится в главе “Ваеце” книги “Брешит”). Многое из того, что сказано о нем в главе “Ки таво”, понятно нам и без комментариев. Вот, например:

“Поразит тебя Г-сподь сумасшествием, и слепотой, и оцепенением сердца…” (28:28).

“И сойдешь с ума от того, что увидят глаза твои” (28:34).

“И станешь ужасом, притчею и посмешищем среди всех народов, к которым уведет тебя Г-сподь” (28:37).

“А также всякую болезнь и всякое наказание, о которых не написано в книге Учения этого, наведет Г-сподь на тебя…” (28:61).

“И останется вас мало, тогда как [прежде] были вы многочисленны, словно звезды в небе, — ибо не слушал ты голоса Г-спода, Б-га твоего…” (28:62).

Помните, читатель, скорбь вашей собственной души и тревогу сердца? И если не вы, то ваши родители — не забыли ли они, как в страхе тряслись по ночам за ненадежными запорами среди чужого и враждебного мира? Помнят ли, как соседка пугала своих детишек: “А вот жид придет и тебя заберет!”? Не забыли ли вы анекдоты, в которых еврей выставлялся на всеобщее посмешище? А что касается сумасшествия, то не помутился ли ваш разум от того, что видели ваши глаза, — чудом выжившие узники гитлеровских концлагерей?

Все пережитое в галуте нашими предками и нами самими явилось точным исполнением древних пророчеств Торы».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Материалы по теме

Котель

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Стена Плача

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

О случаях пророчества

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»

из книги «Дерех Ашем»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше