Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Одна нечеткость на уроке по поводу запрета обижать вдов и сирот

08 февраля 2010, 16:24

Отложить Отложено

 Сегодня дал видео-урок "Еврейское поведение – 41" [см. сноску [1]].

Тема урока - из недельного раздела Торы "Мишпатим" – "Запрет обижать людей". Имеется в виду запрет мучить их, доставлять им малейшие неудобства, создавать людям сложности и проблемы.

Причем, речь идет в том числе о минимальных неудобствах, без которых можно обойтись, а мы не подумали, сказали то или иное слово, сделали какое-то действие, доставив тем самым человеку несколько неприятных минут.

Например, необдуманно упомянули имя недавно умершего человека в присутствии его сына или жены – а можно было и не упоминать. И т.д.

И вот, мне кажется, что во время этого урока одно тонкое обстоятельство было мной произнесено нечетко, скороговоркой. Поэтому решил тут, в своем блоге, исправить и дополнить – что называется по свежему следу.

Известно правило: если человек взывает к небу с жалобой на другого человека [сноска [2]], то на небе сначала будет рассмотрен сам этот "истец", а только потом то дело, по поводу которого он взывает.

Так всегда. Кроме случая с вдовой и сиротой. Сказано, что, если они жалуются на притеснителя – их жалоба рассматривается небесами в первую очередь. (По принципу: "Ворота Слез на небе открыты всегда". Т.е. жалоба того, кто плачет, принимается в любое время и немедленно, без предварительного рассмотрения качеств самой плачущей личности.)

Откуда мы это знаем? – Написано (Шмот 22:21): "Вдову и сироту не обижай (не притесняй)". И сразу за этим: "Если будешь притеснять их, то, когда будет кричать ко Мне (жаловаться в молитве), услышу его молитву.. И возгорится Мой гнев, и убью вас мечом (т.е. при помощи ваших врагов, что означает: будет война), и станут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами". – Мера за меру, мида канегед-мида (!)

Итак, если один человек просит защиты Высшего суда против действий другого человека – сначала рассматривается он сам со всеми своими делами (и если оказывается плох – то наказывается за свою "плохость", и лишь потом начинается судебное разбирательство по его запросу). И так во всех случаях, кроме случая с вдовой и сиротой: если они плачут и молятся о защите против притеснителя – сразу же начинается рассмотрение дела (без анализа личности вдовы или сироты).

Вывод: надо остерегаться выступать против слабого человека (того, кто социально слаб; того, кто заплачет, кто жалуется небу). Даже в случае, когда этот слабый человек явно неправ, когда он совершил очевидно неправедный поступок по отношению к вам или другим людям.

Почему надо остерегаться? Потому что сейчас он в ответ на ваше выступление против него заплачет (начнет просить защиту от вас на небе) - и поэтому там, на небе, тут же начнут судить ваше выступление против него. Возможно, оправдают, а возможно, нет - судя по обстоятельствам дела.

Итак, алгоритм такой. Допустим, мы попали в ситуацию, когда мы считаем себя правыми, а другой человек уверен, что прав он. Тогда мы смотрим, не слаб ли он (например, мы богаты, а он беден; мы имеем хорошую работу, а он нищ и гол, мы – мужчина в рассвете сил, а он – слабая женщина бальзаковского возраста). Если он слаб – подаем на небо жалобу в земной суд, коллегию раввинов и пр. При этом знаем, что если он возопит в Высшую Инстанцию, нам бояться нечего, поскольку уверены, что за нами не числится ничего предосудительного. Ибо если числится – сейчас мы за это ответим именно по решению Высшей Инстанции.

Короче говоря, никого не заставляй плакать. А если без этого нельзя (и надо идти в суд против "плаксы", т.е. придется дать ему повод "плакать"), будь уверен, что ты ни в чем прошлом не виноват! А если не уверен - то "не обгоняй".

Все понятно разъяснил? Ой, боюсь, снова остались нечеткости.

 


 

[1] Все уроки в записи – здесь.

 

 

[2] Вроде такой известной жалобы: "Но есть и Божий суд… // Есть грозный суд: он ждёт; // Он не доступен звону злата, // И мысли и дела он знает наперёд".

Теги: Видео-урок