Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Что еще нужно исправлять, если есть Тшува?

Отвечает Рав Эльяким Залкинд

Сегодня пост Гедалии

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Мойше Штейнберг

Домик в пустыне

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Миру - мир !

19 марта 2015, 12:32

Отложить Отложено

Безопаснее всего рассуждать о вечном. Совесть не болит, а повторение - признанная мать-героиня.

Хочу вернуться к кусочку мишны, где говорят о спорящих сторонах.

Утверждает тана, что и того, и этого надо рассматривать, как преступников. До вынесения приговора, конечно. А после - обоих рассматривать наоборот, как праведников, а по другой версии, как оправданных. При условии, что приняли постановление суда.

Оба утверждения удивительны - что значит относиться к людям, как к преступникам? А где тут место для предыдущей мишны, где нас так призывали судить каждого более чем снисходительно, ища ему оправдания и понимания?! И как могут быть оба правы после вынесения вердикта, ведь один-то точно станет неправым?! В политической коннотации, мы очень надеемся, что левым он точно не захочет становиться...

Но если обойтись без шуток, вопросы серьезные.

Хорошо посмотреть в Дерех Хаим, там все разобрано в деталях. Я позволю себе привести только часть идеи: судье не известно - кто перед ним: люди, которые искренне ищут справедливости, то есть суда по Торе, Воли Б-га. Или, может быть, как минимум один из них - манипулятор, игрок, хищник. По-нашему - раша. С ударением, само собой, на второй слог. Злодей. Спор ради спора, ради победы - не ради справедливого суда.

А тот, кто с таким вместе пришел, говорит Маараль, основываясь на трактат Швуот, такой же как и первый. Во всяком случае, нам очень стоит этого опасаться.

Нам очень стоит этого опасаться.

Где найти  того судью, кто рассудит по Торе обе стороны?! Да так, чтоб они приняли решение суда, как принимают Волю Творца. И даже проигравший был бы оправдан, стал бы победителем, праведником,  а не злодеем...

А в споре - все в проигрыше.

Шаббат - Шалом !!!

 

Теги не заданы

Оставить комментарий

4 комментария

jenja, 22-03-2015 02:21:18

Шавуа тов!
Пока ведь неразрешимый вопрос: кто рассудит по Торе, да так, чтоб приняли решение суда, да? Для того, чтобы понять другого человека, необходимо ведь, чтобы он хотел и старался, чтобы его поняли? А если бы раша сказал бы всё честно, то его бы тоже могли понять, и бросить это в общую копилку добра?

ответить         Ссылка на комментарий
Oleg116RUS, 22-03-2015 14:45:23

Спасибо, ребе Мойше! Благодаря, указанной Вами в этой статье теме, есть, что вспомнить, есть над чем задуматься.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 23-03-2015 11:20:15

Насчёт того, чтобы рассматривать судящихся сначала как преступников.
Почему пророчица Двора сидела под пальмой, на открытой местности? Чтобы избежать уединения (йихуд). Ведь запрещено уединение с двумя мужчинами, если известно, что они распущенные. А так как любые мужчины, приходящие на суд, априори считаются преступниками, с ними запрещено уединяться!

ответить         Ссылка на комментарий
mshteinberg, 23-03-2015 11:38:26

я все больше надеялся, что уважаемые читатели обратят свое внимание не на проблемы собственно судопроизводства, а на обычные, злободневные проблемы. Где простые, неуполномоченные люди судят не только подозреваемых, мужчин, женщин и пр., а социальные вопросы, которые часто принимают за идеологические...

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий