Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ОН ГРЕШИТ, А МЕНЯ НАКАЗЫВАЮТ?

19 июня 2011, 00:52

Отложить Отложено

 

 

В прошлый раз мы вплотную подошли к законам лашон ара о злодее.  Сейчас мы начнем детальное обсуждение этих законов.  Сначала обсудим законы, а потом уже разберем их применение в современной жизни.

Прежде, чем начать обсуждение, хотел бы предупредить читателей, что ломдус (глубокое концептуальное понимание) этих законов, который будет излагаться здесь, является сугубо моим пониманием этих законов. Сами законы будут приводиться, естественно, в соответствии с мнением Хафец Хаима, но приведенное ниже объяснение — это то, что я вывел из изучения и обдумывания слов Хафец Хаима. Тем, кто хотел бы познакомиться с этой темой поглубже, советую углубленно изучить главы 3, 4 и 9 законов лашон ара в книге Хафец Хаима с комментариями Хелкат Биньямин, автор — р. Биньямин Коэн, проживает в Бруклине, США, и Нетивот Хаим, автор р. Моше Кауфман, проживает в Израиле. 

 

 

ТАЛМУД, ПЕСАХИМ 113а: 

 

Троих ненавидит Б-г: того, у кого одно на языке, а другое в сердце, того, кто знает информацию, которая может быть полезна другому человеку в его тяжбе (йодея эдут лэ-хавейро), и не идет в суд свидетельствовать, а также того, кто увидел непристойное поведение (двар эрва) своего друга и в одиночку свидетельствует против него в еврейском суде (бейт-дине). (Примечание: двар эрва — непристойное поведение — означает нарушение законов Торы, регулирующих половые отношения).

 

Талмуд приводит пример такого поведения (привожу в лёгкой литературной обработке, на основе пояснений Рашбама): 

 

Больше 1600 лет тому назад в Персидской Империи жил еврей по имени Тувья. Очевидно, он соблюдал заповеди и был у соседей на хорошем счету. Однако один раз Тувья (Талмуд деталей не сообщает), думая, что его никто не видит, вступил в связь с запрещенной ему женщиной. Другой еврей, по имени Зигуд, увидел это и пошел в бейт-дин (суд). Главой суда был рав Паппа. Зигуд выступил перед судом и рассказал о том, что он увидел. Рав Паппа выслушал Зигуда и... приказал его побить (за распутное поведение наказывали битьем или розгами, см. Кетубот 10а).

 

Зигуд возмутился: «Тувья грешит, а бьют Зигуда?» «Да, — ответил ему рав Паппа. — Написано “Не встанет один свидетель против человека (свидетельствовать) о грехе”, а ты один пришел в суд. Суд не имеет права выслушивать твои показания, а раз так, то у тебя нет обязательства быть свидетелем и ты просто клевещешь на него».

 

Далее Талмуд говорит о том, что, хотя Зигуд не имел права говорить лашон ара о Тувье, он имел право его ненавидеть. Тора говорит (Ваикра 19:17): «Не ненавидь брата своего». Тот, кто намеренно нарушает заповеди, не называется братом, и его за это ненавидеть можно, и даже нужно, это мицва. С помощью этого Гемара объясняет другое место в Торе (Шмот 23): «Когда ты увидишь, как осел врага твоего прогибается по ношей, разгрузи (осла) вместе с ним (врагом)». Спрашивает Талмуд: «Как понять выражение “твоего врага”? Если речь идет о нормальном человеке, то какое право ты имеешь его ненавидеть? Если же речь идет о человеке, о котором два свидетеля сказали в суде, что он (нарочно) нарушил запрет, то он враг всех, то есть все его обязаны ненавидеть за его поступок. Выходит, — говорит Талмуд, — что речь идет о человеке, о котором только ты знаешь, что он нарушил, поэтому он является только твоим врагом, ведь ты не имеешь права сказать об этом кому-либо еще».

«Однако, — заключает Талмуд, — у этого правила есть одно исключение. Увидевший грех другого человека имеет право рассказать об этом своему учителю, чтобы тот отдалился и возненавидел согрешившего».

 

 

ЗАГАДКА

 

При внимательном чтении этого отрывка из Талмуда возникает несколько вопросов. 

Во-первых, выходит, что говорить лашон ара запрещается даже в том случае, когда человек, который согрешил, сделал это, полностью сознавая, что он поступает неправильно. В нашем случае Зигуд никак не ошибался в своей оценке ситуации, а Тувья наверняка знал, что поступает неправильно и нарушает волю Творца. Но ведь в таком случае из "сугии" (отрывка) Талмуда в Бава Мециа, 58б (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_809.html) следует, что когда речь идет о злодее, заповедь «не оскорбляй», а по аналогии, проведенной р. Йоной, и запрет на лашон ара, не действуют. И в других областях Торы: человек, в полном сознании нарушивший закон Торы (в том числе закон, установленный мудрецами, см. Йевамот 22а и Шабат 40A), называется злодеем. Например, он не может выступать в качестве свидетеля в еврейском суде или быть свидетелем на свадьбе. Так почему же рав Паппа считал, что Зигуд поступил неправильно? Ведь он рассказал лашон ара о злодее, что, согласно Талмуду (Бава Мециа 58 б), разрешается!

Во-вторых, как объяснить то, что, согласно заключению нашей Гемары (Песахим 113а), согрешившего Тувью ненавидеть за грех можно, а рассказывать об этом нельзя?

В-третьих, почему разрешается сообщить о прегрешении другого человека своему учителю, а суду или просто человеку с улицы нельзя?

 

Ответ--в следующей статье.  А пока прошу читателей подумать над этим местом в Талмуде и предложить свои собственные решения этой загадки.  Я не р. Гади Поллак и книг у меня своих нет, но могу предложить послать книгу Хафец Хаим или книгу рава Зелига Плискина, на выбор призера, в  качестве приза :). 

Теги не заданы