Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли есть на улице?

Темы: Мудрецы, Скромность, Дерех Эрец, Еда, Яков Шуб, Свидетели

Отложить Отложено

Здравствуйте! Нигде не смогла найти ответ, но помнится, где-то слышала, что есть на улице считается нескромным. Не могли бы вы немного осветить эту тему (буду также рада ссылкам на источники) — по каким причинам? Во всех ли случаях? Только женщине, или мужчинам и детям «ми-гиль хинух» («в возрасте, когда возможно воспитание») тоже? Или это устрожение? Есть ли разница, что есть — мороженое на ходу, конфету, жвачку или горячий обед, сидя на лавочке. У меня часто случаются скачки сахара (ну, или сильные приступы голода), сопровождающиеся предобморочным состоянием, в том числе это бывает во время беременности. Прилично ли в таком случае, чтобы не ослабнуть совсем, что-то пожевать, находясь на улице или в автобусе? А.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая А.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем ответить на него, давайте попробуем кратко рассмотреть, в чем суть данного запрета.

В Гемаре (Кидушин 40 б) сказано: тот, кто ест на рынке (в общественном месте), уподобляется собаке. Кроме того, он становится некошерным для свидетельства (т.е. не может свидетельствовать в суде).

Какая же связь между едой и свидетельскими показаниями? Раши объясняет: человек, который ест в общественном месте, не стесняется и не заботится о своем достоинстве, поэтому не побоится дать ложные показания в суде.

Тосафот задают вопрос: в Иерусалимском Талмуде (Маасрот 3:2) сказано, что есть в общественном месте — недостойно только мудреца Торы, почему же у нас речь идет обо всех евреях?

На этот вопрос существует несколько ответов:

— В трактате Кидушин речь идет о человеке, который ворует и ест пищу, не имеющую большого значения для хозяина (вне зависимости от ее стоимости), или пищу стоимостью меньше пруты (мелкой разменной монеты). Такое поведение, разумеется, делает его непригодным для того, чтобы свидетельствовать в суде. А мудрецам Торы негоже есть в общественном месте даже собственную пищу (Рабейну Хананель).

— В трактате Кидушин речь идет о человеке, который, чтобы поесть, пробует понемногу еду у всех продавцов, делая вид, что хочет купить. Это делает его непригодным для свидетельства. А мудрецам Торы негоже есть в общественном месте даже собственную пищу (Рабейну Элиягу).

— В трактате Кидушин речь идет о человеке, который устраивает себе трапезу с хлебом в общественном месте. А мудрецам Торы негоже есть в общественном месте любую пищу (Рабейну Там).

— В трактате Кидушин речь идет о человеке, который ест в общественном месте на ходу. А мудрецу Торы негоже есть в общественном месте даже сидя (Рамбам, согласно объяснению автора Байт Хадаш).

— В трактате Кидушин речь идет о человеке, который ест в общественном месте на виду у многих людей. А мудрецу Торы негоже есть в общественном месте, даже если людей там немного (Рамбам, согласно объяснению автора Бейт Йосеф).

В Шулхан Арухе (Хошен Мишпат 34:18) закон устанавливается в соответствии с мнением Рамбама. Современные галахические авторитеты учитывают при этом два последних объяснения (Мишне Галахот 15:62).

Получается, таким образом, что человеку следует заранее подумать и позаботиться о том, где и как он будет есть, т.к. есть на ходу недопустимо. Есть в местах, которые специально предназначены для этого, где можно спокойно присесть и перекусить, например, в кафе или ресторане, не запрещено. Разрешено есть в самолете, где также принято принимать пищу. А вот городской автобус, даже если человек сидит, подходящим местом не является: ведь здесь мы постоянно находимся на виду у других людей. Есть конфету или жевать жевательную резинку на улице не запрещено, но стоит отметить: многие считают, что жевать резинку — само по себе неприлично.

Разумеется, если человеку необходимо поесть немедленно по медицинским показаниям, например, беременной женщине и т.п., это разрешено. Ведь даже мудрецу Торы, к которому в этом плане предъявляются более высокие требования, как мы видели, разрешено есть в общественном месте в случае острой необходимости (Рамбам, Ильхот Дэот 5:2).

Что касается детей, то, поскольку вовремя поесть для них важнее, чем для взрослых, для них существует больше поблажек. При этом, безусловно, и у детей необходимо формировать правильные понятия и следует приучать их к достойному поведению.

Понятно, что нормы общественного поведения могут меняться в зависимости от места и времени, однако при этом сохраняются и определенные границы, установленные нашими мудрецами, границы, которые определяют и отражают внутреннюю сущность человека.

Еда на ходу — лишь пример пренебрежения собственным достоинством. Подобное пренебрежение всегда сказывается на человеке отрицательно. Любые другие поступки, которые не принято совершать в общественном месте, также свидетельствуют о неуважении к себе. Однажды наш учитель рав Моше Петровер сказал в беседе, что использование современных социальных сетей, когда человек беспрерывно информирует всех, где он находится, чем занимается, выплескивает перед всеми свои мысли и чувства, в какой-то мере напоминает еду в общественном месте.

Теперь можно понять, насколько важно всегда сохранять человеческое достоинство. Ведь не просто так человек был создан по образу Всевышнего: достойное поведения является отражением внутренней святости, заложенной в человеке. На протяжении всей жизни человек находится в контакте с другими людьми, но ему необходим также дом, где он ест, спит и удовлетворяет прочие «частные» потребности. Когда он теряет чувство стыда и удовлетворяет такие потребности публично, он наносит себе ущерб. Такое поведение говорит о существенном изъяне в его душе — со всеми вытекающими последствиями. Именно поэтому мудрецы сочли нужным сравнить такого человека с собакой — животным, символизирующем бесстыдство (см. Шмот Рабба 42:9, Раши, Санедрин 97а).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».