Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему я говорю лашон ара--часть третья

13 октября 2010, 17:40

Отложить Отложено

Следующая причина, которая обычно побуждает лашон ара--лейцанут.  Слово ''лейцанут'' обычно переводят как насмешка.  Смех и чувcтво юмора явления никак не плохие. В самой Торе встречаются несколько примеров юмора.   Однако, этот дар, как и любой другой, может быть направлен на разрушение, вместо созидания.  Чувство юмора, неограниченное и неуправляемое разумом, может привести его обладателя к духовной и даже физической катастрофе.    Неуместное проявление чувства юмора называется мудрецами--лейцанут.    В чем сущность лейцанута и его зло? 


Рабейну Йона в книге Шаарей Тшува (часть 3, пар. 174-177) перечисляет разновидности лейцанута, и среди них упоминает безделье--занятие пустыми разговорами или пустыми делами.   Источник этого утверждения р. Йона не указывает, но возможно, что это мишна в Пиркей Авот (3:3),--''если двое людей сидели и разговаривали и не было между ними слов Торы--это собрание лецим (то есть тех, кто занимается лейцанутом)''.  Это утверждение мишны кажется очень странным.  Казалось бы, чего общего у безделия с насмешкой?  Но загадка решается просто.  Понятие лейцанут обозначает не насмешку, как таковую, а отношение и восприятие вещей, которое ее побуждает.  А еще точнее, по выражению р. Йерухама Левовича (один из виднейших мыслителей движения Мусар, преподавал в ешиве Мир в Польше, умер в 1936 году), легкомысленное и безразличное отношение (''и хашивут'' и ''и симат лев'') к тому, будь то человек или идея, что требует серьезного отношения к себе, например жизнь или происходящее в окружающем нас мире.   Самый яркий, на мой взгляд, пример лейцанута, это образ Печорина в лермонтовском ''Герое нашего времени''.


Хотя не все проявления лейцанута связаны с злоупотреблением чувством юмора, например, цинизм или пустословие, очень частo лейцанут выливается в насмешку.  Насмешка, постоянное ироничное отношение ко всему окружаещему является самым худшим проявлением лейцанута.  Рамхал (toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_9916.html) в книге Месилат Йешарим (гл. 5) объясняет это так: ''легкомыслие уничтожает разум человека, логика и знания уже не управляют им.  Он (легкомысленный) похож на пьяницу или сумасшедшего, которого невозможно учить или наставлять...потому что сама сущность легкомыслия это выбрасывание из головы любой правильной или глубокой мысли...''  Ну а, так сказать, прикладное легкомыслие--насмешка, обладает, по словам Рамхала способностью ''снести все мысли и побуждения мусара и йират шамаим (правильного поведения и страха перед Б-гом)''.

Этот душевный недуг присущ каждому человеку, равно как и дурные желания, зависть, жадность, лень и т.д.   Но мне кажется, в наше время, и особенно для тех кто вырос в СССР, присутствует еще большая склонность к лейцануту.

 

Думаем одно, говорим другое, делаем третье.


Это выражение очень точно выражало общественную жизнь в Советском Союзе.  И неудивительно, что для сформировавшихся в советской культуре, цинизм стал естественной реакцией на любое общественное проявление добра.  Вот пример (непридуманный) такого поведения:


В израильском городе Н-ске, в скверике сидят дядя Миша Кукушкинд, Зинаида Михайловна (мама Саши-программиста) и Зоя Наумовна (получающaя лишь одну пенсию).  Дядя Миша рассказывает о том, как племянница Зинаиды Михайловны организовала сбор средств на помощь пострадавшим от рук террористов.  Зинаида Михайловна, естественно, слушает это с большим удовольствием, а Зоя Наумовна в ответ многозначительно говорит,--я знаю куда идут эти деньги.  Дядя Миша с удивлением вопрошает,--как это Вы знаете?  Но Зоя Наумовна, ничуть не смутившись, утверждает еще болеет многозначительно,--я знаю!  Зинаида Михайловна возмущается,--как Вам не стыдно!  Люди дают деньги на благотворительность, а Вы такое про них говорите!  Знаю я эту благотворительность, и кому она на благо,--язвительно отвечает Зоя Наумовна,--а Вам хорошо рассуждать, у Вас богатый сын и две пенсии!

 

Лейцанут как орудие идеологической борьбы

 

За последние 200 лет, мир в котором жили наши предки (Восточная Европа) очень сильно изменился. И в нем шла борьба идей, как в еврейском мире, так и в нееврейском мире.   Лучший способ бороться с любой идеей--это ее высмеять или пошутить.  Гораздо легче и эффективнее посмеяться над убогостью какого-нибудь божка, чем логически доказывать несостоятельность идолопоклонства (см. Мелахим 1, 18:27).  Это говорит и Талмуд (Мегила 25), говоря, что любой насмешка запрещена, кроме насмешки над идолопоклонством (или другими идеями, идущими против Торы).   Этот же прием использовали и маскилим, еврейские социалисты, националисты и т.д. в своей борьбе против Торы.  А мы отвечали тем же.  Потом, то же самое произошло с уже нерелигиозными евреями в Советском Союзе, которым нужно было противостоять государственной пропаганде путем сатиры и юмора.  Все это привело к тому, что легкая ирония и насмешливость стали большой частью нашей культуры.  Один раз я даже слышал следующее описание кирува по-русски:  сказать что-нибудь умное и над кем-то посмеяться.  Действительно, как можно быть настоящим интеллигентом без чувства юмора?  А умение острить как можно чаще и как можно лучше является лучшим способом себя показать.  

Все это часто ведет к лашон ара, правда  неумышленно.  Собираются люди, как сейчас говорят, потусоваться, начинают разговаривать, шутить, острить и глядь, создается легкомысленная атмосфера.  Человек перестает следить за собой, придавать значение своим словам и вот уже лашон ара пошел.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

П.С:  Очень прошу читателей прокомментировать и написать о примерах лашон ара, побужденного лейцанутом.  Думаю, что жизнь гораздо разнообразнее и поучительнее того, чeго мне удается придумать в качестве примеров.
 

Теги не заданы